Игры на выживание. Театр с 13 по 18 марта
В театре Романа Виктюка отнюдь не скандальность и не тема нетрадиционной сексуальной ориентации привлекательна, хотя и является центром притяжения. Ценят Виктюка за эстетику, прозрачную, витиеватую, красивую, порой до отвращения, за то, что он умеет балансировать на грани непристойной формы и вполне моралистических идей. Потому что сам режиссёр любит повторять, что главный орган для занятий любовью, - это душа. Об этом, если честно, он и ставит спектакли. Идею эту трепетно блюдёт, прячет от наглых глаз, чтобы лишь самый чистый смог до неё докопаться. Но чтобы обнаружить эту жемчужину, зрителю приходится порой повозиться в театральном навозе, избавиться от собственных комплексов и комплексов самого режиссёра.И тут главное, собственно, в навозе не увязнуть. Потому как Виктюк, будучи истинным художником и хорошим режиссёром, мастерски прописывает, выкрикивает, вырисовывает форму провокации. Из спектакля в спектакль всё то же тягучее прочтение гласных в тексте актёрами; фаллические символы, вырастающие на сцене с такой поспешностью и непредсказуемостью, с какой обычно грибы ползут после обильного дождя; чехарда с полом и ориентацией; живые картинки из накаченных юношей, разновозрастных дам в ажурных чулках; шёпот страсти, то и дело переходящий на крик.Всё это может быть красиво. Всё это может быть смешно. Всё это может быть ужасно. Всё это может быть талантливо, как в «Лолите» или «Мадам Баттерфляй». Можно не сомневаться, так будет и в спектакле «Последняя любовь Дон Жуана, или Эшафот любви» (на фото). И только вам решать, воспринимать ли историю о брошенных обиженных женщинах с пуританской моралью и вечном ловеласе, не помнящим о своих «жертвах» страсти уже ничего (роль которого исполняет любимец Виктюка - мускулистый, крепкий, резкий актёр Дмитрий Бозин) как ещё одно откровение режиссёра, как ещё одну притчу о недостижимых и прекрасных чувствах, или же в очередной раз зациклиться на поднадоевшей «виктюковской» форме, которую иногда хочется приравнять к хорошо выполненной, но всё же пошлости.В театре им. М.Горького премьера, которую вопреки всяким предубеждением стоит посмотреть, - «Страсти по Ивану». На малой сцене, известной ранее как зал СТД, покажут спектакль по Шукшину. И в том, что это должно быть интересно, резко и наверняка немного скандально, сомневаться не приходится. Слишком яркий режиссёр его ставит. Валерий Воронин, ныне вновь актёр Молодёжного театра, известный своими режиссерскими опусами «Театр», «Полёт над гнездом кукушки», «Приглашение в партер», которые он ставил в разных ростовских театрах, вновь решил поразмышлять о месте человека в этом мире, о том, какими способами и методами он оправдывает своё существование. В качестве первоисточника для размышлений он взял две повести известного знатока разгульнострадательной русской души человека Василия Шукшина неоконченную «А поутру они проснулись» и исследовательскую «До третьих петухов», преподнесенную в форме невинной сказки с Бабой Ягой, Змеем трёхголовым, но, по сути - с острым социальным «подбоем». Говорить о сюжетной составляющей этого спектакля не стоит. И не только потому, что так - неинтересно.Просто сюжета здесь как такового нет. Это экспериментразмышление, «балаган», как определил жанр своего спектакля сам режиссёр. Ведь у Валерия Воронина в спектаклях почти всегда так, много персонажей, много идей, мыслей, трагедий, - все как в нашем современном сумасшедшем мире. А посему не удивляйтесь, если, продавая билет на этот спектакль, кассир вдруг посоветует не вести сюда ребенка до 16 лет. Не только потому, что здесь чуткое юное ухо уловит не совсем театральную лексику, но и потому, что о жизни как жести, о которую легко можно не только зуб сломать, маленьким детям, наверное, пока ещё думать не стоит. А вот взрослым - в самый раз.Посмотреть расписание спектаклей в афише: Последняя любовь Дон Жуана, или Эшафот любви Страсти по Ивану