Авторизация



Новости
ВСЯ ЛЕНТА

Миссия выполнима. Католики

«Сначала на месте храма стояла часовня. А сам костёл начал строится в 9596х годах. Я тогда приезжал сюда на практику как семинарист. Потом был ещё в 99м году. И уже позже приехал как священник», - рассказывает отец Александр. При разговоре его серьёзность и сдержанность постоянно разбавляет мягкий весёлый смех. Этим он както располагает к себе. Замечаю, что он говорит размеренно, с некоторым акцентом. Оказывается, учился в Польше, а вот родился и вырос в России, в Саратове.- Получается, ваши родители были католиками?
- Нет, и я этого никогда не скрывал. Мои родители - православные, но верующие по принципу достаточности. То есть они верят, что есть высшая сила. Этого им достаточно. И я уважаю их выбор и никогда не пытаюсь обратить в свою веру. И мне было приятно, когда родители пришли в храм в Саратове, где я служил свою первую святую мессу.- Тогда как вы пришли в католичество?
- Я учился на физическом факультете Саратовского университета. И вот у нас начался предмет «Квантовая механика». Там большинство формул и законов основано на уровне априори: предполагается чтото и дальше идёт вывод формулы. У меня возник вопрос, а априори откуда взялось? Я начал искать. Так познакомился с протестантскими течениями, с православной церковью и католической. Потом поехал в паломничество. И пришёл к выводу, что буду поступать в семинарию.Отец Александр со вторым священником отцом Михаилом принадлежат к монашеской конгрегации Салезиане: «Вообще мы были основаны, чтобы готовить к жизни подростков мужеского пола. Чтобы они пришли в жизнь, уже к ней подготовленные. Имели какуюто специальность и основные зачатки христианской жизни. Наша задача - воспитать добропорядочных граждан и хороших христиан. Наша церковь и приход считаются благотворительным комплексом. Этим наш приход и отличается от других приходов римской католической церкви».Костёл соединён с домом, где стоят бильярдный, теннисный столы, диван, на нём - гитара. Не скрывая удивления, интересуюсь у отца Александра, каким образом всё это уживается с церковью. «Здесь у нас такой клуб для молодёжи, детей наших прихожан. Это как раньше были пионерские лагеря. Зимой дети тут постоянно, а уже летом больше на улице или в парке. Мы хотим сделать так, чтобы этот дом стал домом для молодёжи. Куда они могут прийти и хорошо провести время, а не шататься по улицам. А мы, священники и сёстры, круглый год с ними: отвечаем на их вопросы, помогаем разрешать какието проблемы. Это их защищает от того, чтобы они делали плохие вещи. Не произносили вульгарных слов, например».Группы детей делятся по возрасту и этапам обучения основам вере. Например, группа до первого причастия или до первой исповеди. В обычные дни дети находятся здесь с 14:30 до 17:00, так как в 18:00 уже начинается месса. А после неё молодёжь из семей прихожан вообще остаётся тут до девятидесяти вечера. «В любое время подросток может прийти поиграть в компьютер, бильярд, теннис, послушать музыку, почитать книги в библиотеке, попить кофечай». В этом клубе два раза в год, зимой и летом, проходят «Каникулы с Богом». Родители привозят в церковный дом детей и оставляют на неделю. «Каникулы с Богом» заключаются не в том, что дети постоянно в церкви сидят и молятся, - сразу поясняет отец Александр. - Они занимаются различными спортивными играми, делают поделки, поют, сценки ставят. Но в основе этого лежит желание создать все условия, чтобы молодой человек не мог грешить. Наше обучение основано на вере, разуме и всеобъемлющей любви к Богу. Несмотря на то, что наша конгрегация была основана как мужская, мы занимаемся и с девочками. В этом нам много помогают сёстры«. А каждую субботу в церковный дом привозят детей, страдающих церебральным параличом. «Полдня они тут находятся, с ними занимается психолог, чтобы они не чувствовали себя в какойто степени обделёнными».Что касается церковных служб, то они проходят каждый день, но в разные часы. «Традиция этого прихода, - поясняет отец Александр, - с самого начала была такова, что мы делаем всё возможное, чтобы не было перерыва в святых мессах. С одной стороны, это людей дисциплинирует, с другой - они всё время знают, что священник на месте. И они могут позвонить, могут прийти». В общей сложности костёл посещают до 200 человек. Большинство - в воскресенье. «Потому что в другие дни люди работают, да и добраться к нам сложно», - с сожалением говорит священник.Поэтому именно после воскресной мессы в костёле организовывают занятия по изучению Священного Писания. «Есть группы, как среди старших, так и среди молодёжи. В течение всего года проходит подготовка детей к принятию первого Священного Писания, первой исповеди. Этим занимаются сёстры». Для взрослых прихожан проводятся занятия по углублению их веры, объяснению интересующих их моментов. А уже после этого все направляются в столовую на чаепитие. «Так прихожане могут за столом со священником посидеть, убедиться, что он совершенно нормальный человек. И в совершенно непринуждённой обстановке, вот как мы тут с вами сидим, могут спросить то, что их волнует, но о чём они боялись спросить».Среди прихожан отец Александр выделяет несколько групп: прихожане, имеющие польские корни, армянокатолики, индийцы, иностранные студенты из Южной Америки (Чили, Венесуэла) и Африки (Ангола, Конго, Замбия). Бывает, что приходят и люди других вер. «Мы этому не препятствуем. Например, одна бабушка к нам приходит постоянно. Я както подошёл к ней, поинтересовался. Оказалось, что она православная. Но в православную церковь ей ехать далеко, а тут она через дорогу перешла - и в храме. И ничего плохого нет в том, что человек тут молится Богу. У каждого свой путь к Богу. А какая концессия, вероисповедание, уже не так важно».Выбор веры, по его словам, каждый человек должен делать сам. «Мы открыты для всех - как для верующих, так и неверующих. И не скрываем, что являемся католическими священниками. Если человек проявляет интерес, то мы пытаемся его заинтересовать. Но стать ему католиком или пойти в православную церковь - решает он сам. Это выбор его свободной воли, который мы уважаем. Есть люди, которые таким образом пошли в православную церковь. Но они так же к нам приходят, мы поддерживаем с ними отношения». Те люди, которые хотят стать католиками, сначала как минимум три месяца встречаются со священником, который разъясняет им основы веры, десять божьих заповедей. «Чтобы человек не сделал этот выбор под влиянием какихто чувств».У отца Александра звонит телефон. «Напоминание», - говорит он. «Очень интересно у вас тут. Мобильные, интернет», - рассуждаю я не без подвоха. «Ну а как без интернета, без мобильной связи? - удивляется отец Александр, как будто я его спросила, почему в церкви горят свечи. - Бог даёт всё человеку, чтобы он это использовал. Тем более, знаете, мы обслуживаем большое количество приходов. А с прихожанами так лучше поддерживать связь. Я вот подумываю о создании сайта. Когдато у нас он был, но потом пришлось от него отказаться. Надо к нему вернуться, чтобы опять же, поддерживать связь с приходом. В своё время много людей приходили именно через интернет. Там был указан адрес, схема, как добраться. На западе, в Польше, например, это нормальная вещь. Мой друг, священник из Польши, пользуется системой аналогичной нашей ICQ. Только у них она называется «гадугаду».Отец Александр отправляется служить мессу, а нам разрешает не только на ней присутствовать, но и фотографировать. Сидим с фотографом Любой на скамейках, священник читает в микрофон молитвы, между которыми происходят песнопения под синтезатор, настроенный на органный режим. Под конец мессы все жмут друг другу руки. Оказывается, что это символ примирения. «Это происходит перед причастием. Открытая ладонь - знак, что в руке нет камня. Люди, которые даже не разговаривали до этого, были в ссоре, мирятся таким образом», - отвечает после мессы на наши вопросы отец Александр. Узнаём, что после Рождества наступает рождественский пасторский визит для освящения домов. «Но задача священника заключается не только в этом, но и в том, чтобы лучше узнать ситуацию каждой семьи: экономическую и духовную. Происходит более тесное общение. В семье прихожане могут задать вопросы, которые касаются непосредственно их семьи». А во время великих праздников совершаются театрализованные действия. На Пасху, например, ставили спектакль о страстях Иисуса Христа. Сценарий писали священники и сёстры. «Так люди лучше понимают и переживают это событие, если видят его. Для них это лучше, чем кино, это стимул к тому, чтобы духовная жизнь не окостеневала». Артур и Анатолий прислуживают в костёле. Помогают отцу Александру проводить мессу. «Это сыновья наших прихожан, - говорит священник. - Сначала они прошли необходимое обучение, получили специальную ленточку в кандидаты, а через определённое время были назначены министрантами (от латинского - служить). Чтобы стать ими, нужно регулярно приходить на исповедь, принимать святое причастие, плохие слова не говорить, не обзываться, не драться, в общем, вести себя хорошо». Артуру семь лет. Отец Александр помнит его с момента крещения. Анатолию - 14. Его семья приехала из Украины, из Житомирской области. Сначала в церкви прислуживала его мама, потом брат, теперь Толик. В свободное же от учёбы и прислуживании в церкви время, мальчики любят погонять в футбол. Бернардо со своим другом Габриэлем приехал в Ростов из Анголы. Учиться. Бернардо - на программиста, Габриэль - на журналиста. Все четыре года, что находятся здесь, они исправно посещают костёл. «В Анголе месса немного отличается от здешней, но незначительно, потому что католическая культура одна и та же», - делится впечатлениями Бернардо. А Габриэль рассказывает, что среди всех праздников самый его любимый - Рождество: «Необычная служба, особенная. Сюда приходят все: те, кто редко ходит, и те, которые ходят ежедневно. Костёл полностью забит. Мы молимся. Подводим итог за весь год, благодарим Бога за то, что он дал нам жизнь в течение него. Весёлый праздник. Приглашаю вас посетить и увидеть, как это прекрасно». Сестра Анна - матьнастоятельница монашеской общины, действующей на территории католического храма. «Это как матушкаигуменья в православной церкви», - говорит отец Александр. Сестра Анна приехала из Украины работать: «Три года назад отец Михаил пригласил наш орден „Малые сёстры непорочного сердца Марии“ сюда. И вот теперь вместе с сестрой Моникой молимся за приход, помним обо всех его проблемах. Скоро к нам приедет ещё одна сестра, так как две сестры - апостольская община, а три - уже монашеская». Сестра Анна говорит, что их работа заключается в том, что они общаются с прихожанами, помогают им, занимаются с детьми, летом организовывают лагеря. «Помимо этого делаем всё, что надо делать самым обыкновенным женщинам: приготовить на кухне, поубирать храм, на огороде чтото сделать». Вместе со священником они организовывают дни молитвы для семей. Это когда вместе с семьёй выезжают кудалибо отдохнуть. Например, на природу. «В прошлом году ездили в Сочи зимой, чтобы вместе и отдохнуть и помолиться, помочь нашим прихожанам исцелить их взаимные отношения. Временами они не всегда самые лучшие. А ведь любовь взаимная должна возрастать». Сестры ходят в обычной одежде, потому что основатель их ордена решил, что одежда - не самое важное. «Главное, чтобы человек духовно посвятил себя Богу. Монахиней монахиню делает не одежда, а дух». «Переносной конфессионал, - сожалеет священник, - у нас пока неклассической формы, так как храм ещё строится. В иностранных фильмах вы их видели». Потом отец Александр садится на стульчик и показывает, как происходит момент исповеди. «Прихожанин становится на колени и через решёточку говорит. Так сохраняется анонимность. И человек легче исповедуется».

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный портал ROSTOV.RU предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.