Новости
ВСЯ ЛЕНТА

Ростовчанин Николай Шевкунов сделал медаль со вставками из металла ракеты, побывавшей в космосе

Ростовский медальер известен в России и писателям, и космонавтам. Не все знают, что существует такая профессия - медальер. На самом деле это мастер по производству монет и медалей, который работает с медью, серебром и другими металлами. Профессия крайне редкая. Но Ростову повезло: у нас есть свой мастер медальерного искусства Николай Шевкунов, и он известен далеко за пределами южного региона. Медальер Шевкунов - автор и создатель нескольких сотен медалей, которые вручаются на торжественных церемониях представителям разных профессий. Делал памятные медали к столетию известных писателей - наших земляков, Михаила Шолохова, Анатолия Калинина, Виталия Закруткина, памятные знаки для ликвидаторов аварии в Чернобыле и многие другие. Одна из его медалей - Вёшенская, посвящённая 100-летию Шолохова, хранится в знаменитой нумизматической коллекции Российского государственного исторического музея. Есть у него редкие медали «420 лет присоединения России к Сибири Ермаком», «200 лет МВД России». Но самая необычная создана им для экспериментального отряда космонавтов, к 50-летию его существования. Медальер долго думал над тем, как сделать её особенной, непохожей на других - и придумал. Вставку на ней с портретом конструктора Королёва он изготовил из металла ракеты, побывавшей в космосе. СЫН МЕХАНИКА ПРЕВЗОШЁЛ ГРАФА В семье Шевкуновых медальеров сроду не было. Отец Николая работал главным механиком на машинно-тракторной станции, постоянно был занят ремонтом тракторов и другой сельскохозяйственной техники. Коля рядом с отцом тоже с удовольствием возился с железяками. Тяготение к работе с металлом у сына механика проявилось с ранних лет. Пацаном как-то Коля нашёл свинцовое грузило, стал ножом водить по его поверхности и с интересом смотрел, какие узоры на свинце получаются. После окончания школы Николай решил стать офицером и поступил в РАУ. В году учёбы курсант увлёкся чеканкой, начал изучать специальную литературу, занялся гравировкой и сделал свои первые значки. После окончания учебного заведения молодого офицера, не имевшего никакого блата и «мохнатой» руки, приняли на службу в родное артиллеристское училище. Здесь он прослужил 20 лет, и параллельно был внештатным художником. Освоил резьбу по дереву, чеканку, обработку стекла, но металл ему нравился больше всего. Так его хобби постепенно стало превращаться в профессию. О своей профессии Николай Шевкунов знает немало интересного: - Основателем медальерного искусства в России считается граф Толстой. Не Лев, конечно, а Фёдор Толстой, профессор медальерного искусства, вице-президент Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. Наибольшую известность из его работ во всём мире имеет серия медалей, посвящённая Отечественной войне 1812 года. Граф Толстой сам рисовал эскизы и резал металл. Хотя обычно над медалью работает несколько человек: художник создаёт эскиз, скульптор лепит изображение, инструментальщики занимаются оснасткой, штамповкой, - увлечённо говорит он. В этом смысле сын механика Шевкунов даже обошёл графского сына Толстого. Он освоил весь процесс создания медали от начала до конца: сам создаёт эскиз, штампует медали, гравирует. Работает на разных станках, сам делает оснастку из металла, на которой вырезан рисунок будущей медали в зеркальном отображении. Прежде, чем создать эскиз медали, он в деталях изучает судьбу своего героя. Помнит, как однажды в РАУ попал в неловкую ситуацию. - У нас в ракетном училище было установлено несколько бюстов разных героев, в том числе известного лётчика. Со временем бюст пострадал: частично были отбиты нос, уши... Мне дали его на реставрацию. Я всё восстановил, пришёл мой начальник, посмотрел и говорит: «Лётчик этот в гости к нам в училище собирается. Приедет и обидится, что бюст выгладит недостоверно». «Как? Почему?» «Да потому, что он получил боевое ранение, ему осколком отсекло верхнюю часть правого уха, а ты оба уха полностью вылепил». Только тут я понял, что ухо герою никто не отбивал, так и должно было быть. [media=https://www.youtube.com/watch?v=k7TqlxWsAAE] ПОЛЕ БОЯ И МОЩЬ БОГАТЫРЯ Сейчас Николай Шевкунов - подполковник в отставке и он полностью посвятил своё время любимому делу. Каких только инструментов нет в мастерской медальера! И микроскопы, и гидравлический пресс, и пантограф. На одном из этапов работы мастер часами сидит перед микроскопом, создавая мельчайшие детали. Тут нужны чуткие пальцы и твёрдая рука, ведь стоит ей дрогнуть, и медаль будет безвозвратно испорчена. Зато во время штамповки нужна мощь богатыря. Ведь когда он закладывает матрицу из стали в штамповочный блок и отправляет в гидравлический пресс, сила воздействия пресса на матрицу составляет 600 тонн! Представьте, что мчится поезд из 10 вагонов, и вдруг они все упираются в стену -вот такая силища! Медальеру нужно действовать очень осторожно,чтобы не раздавить матрицу и оснастку, иначе вовсе стороны полетят металлические осколки, как на поле боя. Кстати, одна матрица весит от 10 до 15 килограммов, да ещё штамповочный блок около 300 килограммов. [media=https://www.youtube.com/watch?v=tnZynGDq7Jw] МЕДАЛЬОН ИЗ БУДУЩЕГО В этом году у Николая Шевкунова осуществились сразу две мечты. Во-первых, он выдал замуж дочку Алёну. Во-вторых, сделал медаль не из прочнейшего металла, а из хрупкого стекла. - В детстве однажды мне приснилось, будто я иду по полю и нахожу целую груду стеклянных медалей. Беру их в руки, рассматриваю и удивляюсь, - говорит Николай Шевкунов. - Может, это был вещий сон о моём будущем медальера? Не знаю. Но забыть его я не мог, хотя медалей из стекла делать не приходилось. А вот на свадьбу дочери я решился. На необычной медали для молодожёнов в центре стеклянного диска видны изображения символов верности - двух лебедей, но если посмотреть на прозрачную поверхность под определённым углом, то на её торце возникают имена всех гостей, побывавших на торжестве. … Медальер - профессия не просто редкая, можно сказать, редчайшая. Например, в Киевской Руси не было своего медальера, и монеты для великих князей Владимира, Святополка, Ярослава гравировали в Византии. Несолидно это было для государства... Потом про штампование монет вообще прочно забыли, только при Иване III из Италии выписали знаменитого литейщика Аристотеля Фиорованти, которой посмотрел-посмотрел на полное отсутствие на Руси мастеров медальерного дела, да и взял на себя гравирование монет тоже. Именно из-за сложностей этой редкой профессии у Шевкунова нет учеников. Приходили некоторые, пытались овладеть навыками, но не потянули. И всё же мысли об ученике не покидают мастера. - Конечно, ему нужно будет и знания о свойствах металлов получить и научиться работать на разных станках, - перечисляет медальер. - Много всего, но мне нравится. Может, найдётся и другой такой отчаянный.
0 2
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный портал ROSTOV.RU предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.