На снос. Песочная мандала
День первый Четыре буддийских монаха начали строить мандалу 1 февраля. Собравшиеся в музее краеведения любопытствующие мало представляли, что такое мандала, и с чего всё должно начинаться. А началось так: монахи, предварительно освятив подиум, два часа с карандашами, линейками и циркулями наносили графический рисунок будущей мандалы или, как её ещё называют, дворец Будды Медицины, который в народе считают просто энергетическим полем этого Будды. После того, как рисунок с чётко прочерченными даже миллиметровыми квадратиками и окружностями был закончен, монахи в центр мандалы засыпали первый зелёный песок и стали наносить на него более тонкий рисунок из цветной мраморной крошки.День третий К третьему дню строительства мандала начала вырисовываться. Монахи при нанесении рисунка обычно используют пять основных цветов: белый, красный, чёрный, зелёный и жёлтый. Сиреневые или оранжевые детали - это уже их производные.День четвёртый У мандалы появилось зелёное поле, а на нём всевозможные узоры. Раскрыть их смысл и значение досконально вряд ли ктото сможет. Считается, что каждая часть мандалы указывает на какоето из множеств поучений Будды. Поэтому каждая деталь важна и неизменна с древнейших времён. Высокие ламы, как, например, эти тибетские монахи из монастыря Гьюдмед, строят в своей жизни уже не первую мандалу. Наизусть они знают около десяти мандал, поэтому долго думали, какую же им показать в Ростове. Посоветовавшись с верховным ламой Калмыкии Тело Тулку Ринпоче, решили: пусть будет мандала Будды Медицины.День пятый Мандале пять дней. К этому моменту наблюдательные посетители могли заметить, что её уже строят только три монаха. Четвёртому пришлось изза болезни матери вернуться в Индию, куда в 60е годы, после притеснений на Тибете, и был перенесён этот монастырь.День шестой На шестой день у мандалы появился бортик: его сделали по простой технологии, смешав песок с водой и гипсом, чтобы он не падал. И только потом сверху нанесли толчёную мраморную крошку. Каждый раз, заканчивая работу, монахи обметали кистями (такими ещё обычно заборы красят) подиум от лишней пыли и грязи. А до строительства и после пели молитву в лучших традициях обертонного пения. Смысл произносимых слов был мало кому понятен. Но это гулкое звучание притягивало многих. Саму мандалу на ночь ничем не накрывали. Организаторы приезда монахов в Ростов рассказывали, что здесь это совсем не нужно: «Вот мы были в одном городе, а там саранчи много. Приходилось на ночь мандалу накрывать, чтобы не повредилась».День седьмой Острый глаз быстро заметит изменения в облике.День восьмой На восьмой день мандала была построена. Видимо, чтобы не заскучать без работы и подарить всем присутствующим ещё один подарок, монахи решили сделать украшения: в четырёх углах подиума из под палочек монахов начали появляться песочные цветы.День девятый Это вид законченной мандалы со всеми украшениями.День одиннадцатый День разрушения. Монахи не хранят свои мандалы в законченном виде. Они строят, а потом ломают то, что так долго строили. Такая традиция - своеобразная иллюстрация постулата о непривязанности к формам и о мимолётности всего в обычной жизни. После прочтения молитв монахи обошли мандалу по часовой стрелке несколько раз, а потом разрушили её за минуту. Некоторые зрители вздыхали: «Как жалко». Хотя, считается, что разрушать это надо без сожаления.Конец мандалы Завершается ритуал построенияразрушения мандалы принесением в дар песка из неё духам воды. Процессия из трёх монахов монастыря Гьюдмед и верховного Ламы Калмыкии Тулку Ринпоче, стоя на набережной со словами благословения и просьбами о мире и блага для всех существ, выпустила остатки мандалы в Дон, туда же последовал апельсин и живые цветы.