Новости
ВСЯ ЛЕНТА

Детство в пачке. Артисты балета

Озадачило меня то, что попасть на урок будущих артистов балета - это как проникнуть на какойнибудь секретный объект: дико любопытно, а не пускают. Даже для родителей на посещение занятий наложено строгое табу. Всё изза того, что подготовка будущих балерин и балерунов (а танцовщики балета мужского пола называются именно так) - процесс довольно жёсткий, и в его основу заложены как физические, так и психологические затраты. А праздношатающиеся на тренировках - как помехи в радиоэфире, - отвлекают от работы и делают учеников невнимательными. Вот поэтому их появление на уроках сведено на нет.Исключением является конец четверти, когда некоторые уроки объявляются открытыми. Их, по усмотрению педагога, могут посетить посторонние. Но обычно это ктото из сотрудников музыкального театра. А вот самые главные гости и судьи в одном обличии - директор балетной труппы художественного театра и её художественный руководитель - Александр Владимирович и Елена Анатольевна Ивановы. Кстати, именно их усилиями на базе училища искусств и было создано хореографическое отделение. В качестве кадровой подпитки балетной труппы. В 2000 году набрали первый класс. Заключили со средней школой № 2 договор о сотрудничестве и составили особый учебный план, который позволяет и математику усваивать, и уроки по сольфеджио не прогуливать, то есть проходить программы и общеобразовательной школы и училища.В артисты балета идут с 10 лет. Возьмут, если исполнилось 12. Старше - нет. Но для того, чтобы попасть сюда даже в юном возрасте, предстоит пройти ряд вступительных испытаний. На первом туре посмотрят, насколько ребёнок гибкий, как высоко может поднимать ногу, подпрыгивать, а также какая у него выворотность. Если ребёнок не знает, как вытянуть ножку, то преподаватель подойдёт и покажет. Или возьмёт ногу и сам аккуратно потянет. «Так можно увидеть: гнётся стопа или нет. В дальнейшем она, конечно, разрабатывается, но не настолько, насколько даётся природой», - рассказывает Елена Анатольевна.Затем потенциальные артисты балета отправляются к врачу на осмотр. Он проверяет, нет ли искривления позвоночника или, допустим, не нарушено ли зрение. Ведь даже при близорукости в 1 в балет не возьмут, потому что в этом случае изза большой физической нагрузки зрение в дальнейшем начнёт резко падать. При небольшом искривлении позвоночника потребуют справку от врача о том, что ребёнку можно заниматься балетом. Ну, и третий тур является практически дублем первого. После того, как отсеялось некоторое количество профнепригодных детей, данные ребёнка перепроверяют, а затем просят исполнить какойнибудь танец. Любой. Чтобы посмотреть, как ребёнок чувствует себя на публике, а самое главное - слышит ли он музыку. Для проверки музыкального слуха у ребёнка преподаватель хлопает в ладоши несложный ритм, а будущий артист должен его повторить. «Одарённых детей видно сразу. На 90%, - замечает Александр Иванов. - Мы берём детей и раскрываем их потенциал. А иначе нельзя: готового материала в 10 лет нет. Его надо делать. Вот мы берём тот пластилин, из которого видишь, что чтото можно слепить».Занятия в училище проходят каждый день. С понедельника по субботу балерины и балеруны надевают балетки, становятся к станку и оттачивают движения классического танца: плие, пти батман, фуэте, гранд батман. У балерин с первого по третий курс урок классического танца ведёт Елена Анатольевна. Дело в том, что восьмилетнее обучение по специальности «артист балета» делится на две части: пять лет - школа, а последующие три года - училище. «Пятый год считается рубежным, - замечает Елена Анатольевна. - Если чувствуешь, что человечек плохо справляется с программой, или поправился к этому моменту, и он для балета бесполезен, то мы советуем перейти учиться в общеобразовательную школу».Что касается диеты, что по глубокому убеждению директора балетной труппы, «работа - основная диета. Если у тебя достаточно нагрузки и работы, то лишнего веса не должно быть. Это моя позиция». От проблем с лишним весом воспитанники хореографического отделения избавляются в течение первых шести месяцев: «Родители балуют детей сладостями всякими, позволяют поспать подольше, поесть послаще. И приходит ребенок, у которого есть все данные: шаг, подъём, прыжок, гибкость. Но он такой полненький! Тогда я вызываю родителей и прямым текстом говорю: данные у ребенка есть, но в такой форме он учиться не сможет. Вот вам полгода, приведите вы ребёнка в форму, и мы вам поможем. И всё пойдёт нормально».До пятого класса училища общеобразовательная программа артистов балета и обыкновенных учеников средней школы ничем не отличается. А уже с первого курса математические и физические уравнения, к примеру, становятся для артистов балета второстепенными. А больше времени уделяется спецпредметам. Если в первых классах это гимнастика, классический и историкобытовой танец, то на курсах уже добавляются музыкальная литература, история театра, балета, искусств и др. Ктото не выдерживает - уходит. Когото отсеивают изза неуспеваемости. «У них конкуренция с детства, - заключает Александр Иванов. - Но это нормально, ведь артист балета - штучный товар». На открытых уроках и экзаменах правильность выполнения упражнений оценивается по пятибалльной системе. Система практически такая, как и в русском языке: грубая орфографическая ошибка - минус балл, синтаксическая - полбалла. В балете же важны технические тонкости.Каждой балерине предстоит испытание пуантами. Или пальцами, как их здесь называют. Это больно и неприятно, но желание порхать на сцене пересиливает даже эти трудности. В постановки берут особо способных и настойчивых. Уедет, к примеру, участник труппы на сессию или вдруг заболеет, а здесь раз - и студент училища тут как тут. И роль знает, и по росту подходит. Некоторые студенты училища уже танцевали в «Лебедином озере», «Щелкунчике» и «Дон Кихоте». Это, наверное, самое сокровенное желание каждого из учеников. Одна первокурсница попала в сцену сна в «Дон Кихоте». «Я спрашиваю после выступления: „Ну, как?“ - улыбаясь, вспоминает Елена Анатольевна. - А она и сказать ничего не может. Такая счастливая была, что вышла на сцену!»По окончании хореографического отделения училища искусств выдают диплом государственного образца по специальности артист балета. С ним можно выступать в любой балетной труппе. А если есть желание учиться дальше, то диплом даёт возможность поступить даже в ГИТИС. Обучение в училище искусств по специальности артист балета - бесплатное.Александр Владимирович Иванов, директор балетной труппы Попасть к нему в кабинет - самое страшное наказание для учеников хореографического училища. Это значит, что тебе предстоит прямая дорога на первый этаж, в гардероб и далее - вон из театра. «Это так сознательно поставлено, подругому не может быть. Это не страх в плохом смысле, а страх, который под собой имеет слой уважения. Это тяжело очень заслужить». Александр Владимирович заведует в музыкальном театре сценической практикой. Когда постановка готова, то он приходит на репетицию, просматривает все действия и делает замечания. Он в прошлом окончил академию танца в Москве и 20 лет отработал в Академическом театре. И считает, что ничего общего ни со школой, ни со спортом в балете нет. «Здесь работа направлена не на результат. В спорте, к примеру, как: один раз прыгнул на три метра - получил медаль. А в балете профессионал всё время работает на износ, на пределе». Александр Владимирович с сожалением отмечает, что сейчас все хореографические училища от недостатков мальчиков. «Даже в Москве. У нас в училище в этом году будет выпуск, в котором три мальчика. Я считаю, что это хорошо».Елена Анатольевна Иванова, художественный руководитель балетной труппы В профессиональный балет Елена Анатольевна попала в 11 лет. По чистой случайности. До этого она занималась в ансамбле им. Локтева. И вот однажды знакомая её мамы сказала, что в училище будет производиться набор. Елена Анатольевна проявила решительность и пошла поступать. А теперь у них в балете целая династия: дочь пошла по стопам родителей и внучка уже сыграла на сцене поварёнка. Главное качество балерины, по мнению Елены Анатольевны, - упорство. «Когда педагог видит, что ребёнок хочет учиться, старается, то хочется ему помочь, подсказать. В балете ведь нельзя жалеть себя. Надо работать, иногда через силу. Болит нога, стерта на пальцах, - ну ничего, можно немножко потерпеть. Ведь балерины иногда танцуют в постановках, когда у них ноги сильно стерты».Виктория Куксина, Светлана Середина, Елизавета Григорьева, студентки второго курса училища искусств по специальности «артист балета» То, что случилось с Викой, - какоето невероятное исключение из заведённых здесь правил. Её взяли в балет в 16 лет. Сначала Елена Анатольевна сказала, что стать балериной Вике не светит. И даже несмотря на её гибкость и отличную растяжку, которые остались ей в наследство от гимнастики. Но Вика сказала, что не уйдёт, пока её не примут. И тогда Елена Анатольевна уступила такой настойчивости, и взяла Вику к себе в группу на первый курс. «У неё были гимнастические ноги, но прыгать она не могла, и на пальцах практически не стояла, - вспоминает педагог. Вика проявила небывалую работоспособность, которой удивилась даже Елена Анатольевна. - Я думала, что она вряд ли догонит. Сказала: „Ну, попробуй“. Смотрю - догоняет». И теперь за те полтора года, что она занимается балетом, её не отличить от девочек, которые пришли сюда в 10 лет. Света Середина попала в балет в 10. Она помнит, как пришла на свой первый урок: в белых носочках, купальнике и балетках. А впервые надетые пальцы (пуанты) отозвались жуткой болью. «Но потом нога привыкает». Света уже год танцует в кордебалете в «Лебедином озере». «Стажёр я. А чтобы получить роль, нужно постоянно ходить на репетиции и надеяться, что тебя возьмут». Примером для Лизы Григорьевой является Анна Павлова. Лиза пока не принимает участия в постановках, но мечтает об этом. А вообще самое сокровенное её желание - исполнить роль Белого лебедя. Девочки говорят, что когда учились в младших классах, то часто
0 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный портал ROSTOV.RU предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.