Новации в налоговом администрировании и новые функции ФНС России
Новый порядок применения ККТ ФНС постоянно внедряются новые технологии обработки и анализа информации, успешно реализуется несколько проектов, которые связаны с вычислениями в «облаке» и технологиями BIG DATA. В прошлом году начат проект по внедрению контрольно-кассовой техники нового поколения, которая в режиме реального времени передает в налоговые органы информацию обо всех совершаемых операциях. Уже с 1 февраля 2017 года зарегистрировать технику по-старому невозможно. Новый порядок прежде всего позволит обеспечить прозрачность расчётов и легализацию рынка торговли и услуг, а также новое качество защиты прав потребителей за счет возможности проверки электронных чеков. Он призван минимизировать количество проверок добросовестных налогоплательщиков путем создания автоматизированной системы контроля за полнотой учета выручки и применением ККТ. Кроме того, помимо сферы контроля, нововведения предоставят возможность налогоплательщикам исключить необходимость физического общения с налоговой службой по вопросам администрирования контрольно-кассовой техники, что станет еще одним шагом на пути создания бесконтактной системы администрирования. А это экономия трудозатрат и времени. Для покупателя главным новшеством станет выдача кассового чека в электронном виде. По его просьбе чек будет направлен на адрес электронной почты или ссылкой на номер мобильного телефона. Кроме того, через бесплатное мобильное приложение покупатель сможет проверить свой чек, правильно ли осуществлен расчет, корректно ли передана в налоговую службу информация о проданном товаре, его стоимости и при обнаружении нарушений обратиться в налоговые органы. Сегодня в налоговых органах Ростовской области зарегистрировано более 34 тысяч единиц действующей контрольно-кассовой техники, и вся она должна быть заменена или модернизирована до 1 июля 2017 года. Уже на территории Ростовской области зарегистрировано 1009 касс. Реестр субъектов малого бизнеса ФНС России создан Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который заработал на сайте www.nalog.ru 1 августа 2016 года. В настоящее время в Реестре содержатся сведения о 5,78 миллиона субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых почти 5,5 миллиона – это микропредприятия, 270 тысяч – малые, 20,5 тысячи – средние. Что касаемо Ростовской области, то в реестре содержатся сведения почти о 171 тысяче субъектов малого, среднего и микропредпринимательства. Администрирование страховых взносов С 1 января 2017 года налоговые органы наделены полномочиями по администрированию страховых взносов. Основная цель реформы - создание условий для существенного снижения административных издержек бизнеса. Сосредоточив в одних руках администрирование страховых взносов, установив единый срок представления единого расчета, налоговая служба сократит и число проверок, и количество форм отчетности с четырех до одной. Граждане смогут увидеть в своих личных кабинетах налогоплательщика все отчисления работодателей за себя в страховые фонды. При передаче администрирования страховых взносов налоговым органам также передается функция по взысканию задолженности по страховым взносам. По сравнению с государственными внебюджетными фондами у налоговой службы более широкие возможности по работе с задолженностью. Таким образом, налоговые органы будут осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, принимать расчеты по страховым взносам, начиная с представления расчета по страховым взносам за отчетный период - 1 квартал 2017 года, взыскивать недоимку по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшую до 1 января 2017 года, осуществлять зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, предоставлять отсрочки (рассрочки) по страховым взносам. Валютный контроль Передача новых функций приносит уже реальные результаты. Примером может служить передача функций в части валютного контроля от упраздненного 2 февраля 2016 года Росфиннадзора. Проведение качественной подготовительной работы, включающей в себя изучение и анализ всех имеющихся у налоговых органов материалов и информации из внутренних и внешних источников, плюс совместная работа с правоохранительными органами позволила добиться высоких результатов. Так, по итогам 2016 года налоговыми органами Ростовской области вынесено 512 решений на проведение проверок соблюдения валютного законодательства, что на 254 больше, чем в 2015 году. Объем вынесенных поручений увеличился на 198,4%. По вынесенным решениям Инспекциями выявлено в 2016-335 нарушений валютного законодательства. Доля выявленных нарушений валютного законодательства увеличилась на 712 процентных пункта. По выявленным нарушениям валютного законодательства Инспекциями в 2016 году возбуждено 394 административных дела, что на 875% больше, чем в 2015 году. Для сравнения в 2015 году возбуждено 45 административных дел.