Новости
ВСЯ ЛЕНТА

Наспех. Стенография и скорочтение

Стенография«Центр обучения стенографии, машинописи и иностранным языкам», который долгое время обучал всех желающих, уже три года как закрылся, на факультете филологии и журналистики РГУ в последний раз курс стенографии читали 15 лет назад. Учила стенографическому письму начинающих журналистов в течение 20 лет Ольга Петровна Дорофеенко, преподаватель высшей категории. Она и согласилась дать ознакомительный урок.Ольга Петровна принесла прописи, специальную тетрадь в косую линию, в которой учатся писать первые буквы первоклассники. Это неспроста: в стенографии большое значение имеет размер букв и их наклон. Но прежде чем взять ручку, она рассказывает значение и высший смысл науки: «Стенография - слово греческого происхождения. И в переводе означает „узкое или тесное письмо“. Иными словами - „узкопись“ или „теснопись“. Кто владеет основами стенографии, может записать речь говорящего человека. Скорость обычного письма составляет 20 слов в минуту, а стенография позволяет повысить её в четырепять раз».Начертания букв специально сокращаются. Часто пропадают целые слова и словосочетания. Например, галочка - крупный рогатый скот. Точка и над ней дуга - точка зрения. Цифра 2, хвостик которой обвивает её сверху и оканчивается спереди, как у значка @, - два года назад. Что касается непосредственно стенографического алфавита, то все его знаки напоминают элементы русских рукописных букв. Но от буквы «в», например, остаётся только верхний элемент - петелька, а от буквы «д» - наоборот, её нижняя часть. В обоих случаях буквы не выходят за пределы верхнего и нижнего края строки. Это одномерные знаки. А вот буква «л», представляющая собой небольшую закорючку, похожую на начальный элемент написания обычной прописной буквы «эль», составляет всего одну треть строки. «Р» - такая же «л», только увеличенная в два раза. Это малые знаки.Я с усердием вывожу в прописях смешные символы. Так, длинная палочка со стенографической «д» - «ад», а добавили точку - получили «яд». Оба слова мне не очень нравятся, поэтому я вывожу стенограмму «мама». И демонстрирую это Ольге Петровне. Потом пытаюсь читать то, что она застенографировала: «Дама, дача, мяч…». Все знаки уже перепутались в голове. «Можно сделать шпаргалку, ─ разрешает Ольга Петровна. ─ Мы за это не ругаем, а наоборот, поощряем. Зубрить здесь не нужно, главное ─ больше писать. Это как в музыке - надо больше упражняться, чтобы идти дальше. 1520 минут в день вполне достаточно».Теперь я знакомлюсь с особенностями соединения знаков и написанием популярных словосочетаний. «Обычное письмо очень длинное. В слове из 10 букв приходится делать 20 и более движений сверху вниз. Но даже сокращенные знаки стенографического алфавита не очень укоротят слово, если оно длинное. Поэтому применяются слитные написания». Рассматриваем пример на сочетании «ст», и я уже пишу своё имя, «Настя». Потом воодушевляюсь и решаю вывести имя коллеги - «Алла». И оказывается, что в стенографии буквы не удваиваются.
─ Да так тайные письма можно писать! Никто и не поймёт, ─ радостно сообщаю об открытии Ольге Петровне.
─ Да, или дневники вести, ─ советует она.Получить индивидуальную консультацию Ольги Петровны: тел. 2359709. Тот, кто сам освоил теорию стенографию, и хочет усовершенствовать свои практические навыки, может присылать свои работы на проверку по адресу:344079, РостовнаДону ул. Гаккеля 10а кв.1 Губскому В.М. (с вложенным чистым конвертом).СкорочтениеПо вечерам с понедельника по пятницу одна из аудиторий колледжа радиоэлектроники превращается в мастерскую по увеличению скорости чтения и освоению методов запоминания. Мастерская называется почти эзотерическими словами ─ «Скорочтение. Мнемотехника. Суперпамять». Удивительно, что на занятия никто не опаздывает - в 17:20, за десять минут до начала все курсисты в сборе. Молодой преподаватель с трёхлетним стажем Николай Александрович когдато сам с успехом освоил скорочтение. Он приветствует каждого по имени и с улыбкой сообщает, что лучше не бездельничать до начала занятий, а использовать это время с пользой. Перед всеми появляется таблица Шультэ.Она представляет собой квадрат из 25 больших клеток. В каждой ─ по букве. Смотреть нужно в самый центр, а вот видеть при этом все соседние буквы. Так развивается периферийное зрение. Николай Александрович называет буквы, а мы должны их быстро найти. Кроме центральной «В», я не успеваю ничего увидеть, хотя очень стараюсь. Иногда вижу всё, но при этом взгляд из центра всё время кудато смещается. Это меня выдаёт, но Николай Александрович строго за всеми следит и сразу делает замечание: «Лучше видеть поначалу меньше, но делать правильно. Тогда вступает в действие закон физики: то, что тренируется, то и развивается». Минут пять, меняя таблицы, мы ищем глазами разные буквы, бубня «да» и «есть», когда видим нужную.Потом нам надо запомнить 20 слов, которыми Николай Александрович сыпет с перерывом в пять секунд. А потом воспроизвести их на бумаге, желательно в том же порядке: «Конь, сапог, ковёр…». Пытаюсь объединить их какойто историей. Получается, что всадник сел на коня, а на ноге у него был сапог. Им он наступил на ковёр, на котором была нарисована лилия. По ней проехалась шина с эмблемой паука. Далее история прерывается, так как кучер с тортом, усевшийся почемуто в вагон, совсем не вписался в сюжет и всё испортил. А из последующего текста про волны я запомнила только то, что они состоят из гребня и подошвы, их длина измеряется в метрах и в среднем достигает шестисеми.Перед каждым раскрыта книга, у всех в руках по деревянной палочке ─ такая большая зубочистка. Курсисты дружно и монотонно выстукивают несложный ритм, проговаривая его: «Раз - два - три - четыре - пять - и - раз - и». На «и» ─ пауза. При этом они ещё и водят глазами по строкам, пытаясь, кажется, чтото прочитать. На моём лице Николай Александрович ничего, кроме недоумения прочитать не может, поэтому поясняет: «Это мы занимаемся устранением артикуляции. При обычном чтении каждый человек проговаривает то, что читает. А возможности артикулярного аппарата ограничены. Даже при хорошей тренировке вряд ли будете говорить со скоростью более 300 слов в минуту. А наш мозг работает намного быстрее. Когда вы читаете с проговариванием, то получаете слишком мало информации для эффективной загрузки мозга. Начинаете либо отвлекаться, либо думать о посторонних вещах. А проговаривание ритма занимает артикулярный аппарат. Вы берёте палочки, начинаете стучать ритм. Мозг видит слова, фразы и постепенно учится понимать слова без проговаривания. Сначала он будет запоминать меньше информации, зато в последствии её будет больше».Освоить курсы скорочтения можно за месяц. Нужно посетить одно вводное и 20 основных занятий с понедельника по пятницу в 17:30 или 19:00. Обязательное условие ─ не опаздывать. Можно выбрать группу, которая занимается в более удобное время. По окончании выдают свидетельство. Для тех, кому важно, ─ московского образца. Стоимость: 2800 рублей. Тел.: 2758568 (Николай Александрович). Семён - студент, много читает, хорошо сдает сессии. Как увидел в газете объявление, так сразу и пришёл на курсы. Несмотря на то, что занимается всего неделю, говорит, что читает уже гораздо быстрее. Сергей - предприниматель, работа обязывает усваивать как можно больше информации. Скорочтением занимается давно, даже ездил за этим в Москву. А потом случайно нашёл курсы в Ростове. Говорит, что эффект есть, но нужно постоянно заниматься. «Я этому уделяю много времени. Читать подругому начинаешь: не всё подряд, а видишь несколько слов сразу. Я, по крайней мере, вижу». «Настучал» в общей сложности уже 20 часов. Николай Александрович говорит, что преподает не ради денег. «Их можно заработать и другим способом». Ему это просто интересно. Он считает, что преподавание на курсах скорочтения помогает развить свой характер. «Здесь же преподавать намного сложнее, чем в любом учебном заведении, поскольку ты несёшь моральную ответственность. На курсы человек приходит не просто так, а чтобы добиться конкретного результата. И мне нужно не просто дать информацию и научить, а добиться результата от каждого». Лично на него в жизни повлияли два момента - сетевой маркетинг («Гербалайф») и преподавание на курсах скорочтения. «Сейчас я могу ответить на любой вопрос, который мне в принципе могут задать. Вот человек хочет спросить, а я уже знаю, что он спросит. Опыт».


Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный портал ROSTOV.RU предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.