«Театральный спринт» – игра за победу
Вот уже в третий раз в РостовенаДону работает творческая лаборатория молодой режиссуры и современной драматургии, основателем и руководителем которой является известный российский театральный деятель Олег Лоевский. По итогам аналогичного мероприятия, прошедшего в феврале 2012 года, в репертуаре театра появился спектакль «Киллер Джо», а затем, после мая 2013 года, в репертуар были включены сразу две постановки – «Веселый Роджер» и «Холостяки и холостячки».В этом году Молодёжным театром были выбраны четыре новых пьесы: «Чудный день, чтоб сдохнуть» Винко Модерндорфера, «Тирамису» Иоанны Овсянко, «Проезд Гагарина» Грегори Берка и «Семейные истории» Биляны Срблянович. Участниками театрального эксперимента стали молодые талантливые режиссёры: Александр Созонов, Алесандра Джунтини, Семен Серзин и Елизавета Бондарь. В течение трёх дней режиссёры совместно с артистами Молодёжного театра готовили эскизы спектаклей по современным пьесам драматургов разных стран мира. Все три дня участники лаборатории работали в усиленном режиме, чтобы представить зрителям свои эскизы, потому что именно зрителям театра предстояло сделать выбор: признать спектакль готовым, забыть «как страшный сон» или оставить на доработку.Первым свой эскиз представил театральный режиссёр из Москвы – Александр Созонов. На малой сцене Молодёжного театра он поставил эскиз спектакля «Чудный день, чтоб сдохнуть» по пьесе словенского автора Винко Модерндорфера. Это история матери и дочери, разделённых непониманием и обидой на долгие годы. Наблюдая за этой картиной, мы становимся свидетелями долгого и тягостного разбирательства – выяснения причин разлуки героинь. Ответ приходит в самом конце. Вместе с ним приходят перемены, наступает светлая полоса, каждый обретает любовь, которой так не хватало. Эта история учит тому, что изменить свою жизнь никогда не поздно. Стоит лишь зацепиться за чтото или за когото, найти какойто смысл.Эта история повествует о поколении 60х – поколении хиппи, рокнролла и свободы нравов. Однако тема пьесы в какойто мере актуальна и сейчас, ведь у каждого поколения есть свои проблемы. Чтобы выразить весь ужас сложившейся ситуации, режиссёром Александром Созоновым было принято решение сделать жёсткий, экспрессивный спектакль с применением ненормативной лексики, что было воспринято зрителями критично. Но в целом такой эмоциональный эскиз публике понравился.Следующим эскизом, который увидели зрители Молодёжного театра, стала работа актрисы и театрального режиссёра – итальянки Алесандры Джунтини. Эскиз спектакля «Тирамису» по пьесе польского автора Иоанны Овсянко – это истории семи успешных женщин, строящих свою карьеру, окружённых внешним лоском, но не испытывающих счастья. За гламуром, сарказмом и постоянной конкуренцией кроются истинные чувства и настоящие ценности, которые всё сложнее обрести в современном мире в бесконечной гонке на выживание.Малая сцена Молодёжного театра едва вместила всех зрителей, пришедших на эскиз этого спектакля. И в ходе обсуждения увиденного выяснилось, что ожидания публики были оправданы.Ещё один показ эскиза спектакля по пьесе Грегори Берка под названием «Проезд Гагарина» от режиссёра Семёна Серзина из СанктПетербурга прошёл в подвале Молодёжного театра. Лучшей площадки для этого эскиза не могло быть, ведь по сюжету действие этой остросоциальной истории разворачивается на складе фабрики. Два героя – ветеран рабочего движения и психопат с тягой к насилию, замышляют «маленькую революцию», акцию протеста против глобализации и транскорпораций, мечтая о том, чтобы «всё стало, как было». Блестящие диалоги и нарастающее напряжение превращают эту пьесу в увлекательный интеллектуальный поединок, но с безысходным финалом.Заключительный показ прошёл на большой сцене. Свой эскиз спектакля «Семейные истории» по пьесе Биляны Срблянович представила Елизавета Бондарь, которая является главным режиссёром Северского музыкального театра.Герои этого спектакля – дети, которые играют во взрослых. В своих играх они подражают взрослым, в результате чего мы видим весь ужас, боль и абсурд нашей жизни. Страшный портрет эпохи 90х и горькая пародия в одном флаконе – это попытка передать отчаянный страх детей перед современным миром и заставить ужаснуться взрослых.Несмотря на всю серьёзность темы, которую поднимает Биляна Срблянович в своей пьесе, эскиз Елизаветы Бондарь получился очень лёгким, зрелищным и увлекательным. Здесь много гротеска, здесь актёры «переигрывают», но ведь нам показывают детей, поэтому всё это очень уместно. Спектакль смотрится на одном дыхании, в череде событий нет ни минуты, чтобы отвлечься, каждая деталь здесь обыгрывается музыкой, именно поэтому он очень понравился зрителям, и многие признали его вполне завершённым.В ближайшее время зрители узнают, какой из представленных эскизов будет включён в репертуар театра в этом году. А пока выбирается победитель театральной гонки, на большой сцене Молодёжного уже готовится спектакль «Собаки Якудза», премьерный показ которого состоится 13 июня.Посмотреть фотоотчёт со спектаклей лаборатории можно здесь.