Новости
ВСЯ ЛЕНТА

Доктор музейных экспонатов: в Азове реставратор уже 16 лет спасает древние артефакты

Доктор музейных экспонатов: в Азове реставратор уже 16 лет спасает древние артефакты
Дерево и металл — материалы, которые, казалось бы, максимально отличаются друг от друга. Один уничтожается огнём, другой им закаляется; металлический топор срубает самые могучие дубы, но при этом его древко делают из бука и берёзы. Они являются первоэлементами, входящими в основу мироздания. Испокон века их использовали для изготовления посуды, предметов интерьера, оружия, мебели и прочего. В одном из помещений Азовского музея-заповедника трудится Вячеслав Женихов, мастер по «лечению» предметов из дерева и металла.

Благодаря археологам, изучающим и сохраняющим историю древних цивилизаций, часть этих предметов сохраняется до наших дней. Фактически же спасением экспонатов занимаются реставраторы, работающие в мастерских, спрятанных за выставочными залами.



Вячеслав окончил СГБТУ-61, который сейчас носит название Художественно-реставрационного профессионального лицея. Кстати, на пару курсов старше, на специальности резчика по дереву, с ним учился Виктор Цой.

- Я жил в разных городах: и в Норильске, и в Новокузнецке, и в Сибири, окончил ставропольское училище по специальности художник-оформитель, - рассказывает Вячеслав. - В Новокузнецке была своя мастерская, изготавливал художественную мебель. В 90-е даже картины писал — надо было выживать. Мы тогда с женой работали на одном предприятии, и нам целый год не давали зарплату.

Помотавшись по стране, Вячеслав осел в Азове и уже 16 лет работает здесь. Поначалу занимался реставрацией деревянных изделий, позже прошёл курсы повышения квалификации, стал работать и с металлом.



Сейчас на его столе лежат подносы 19-го века, ложки, черпаки, чаши, тарелки. В углу мастерской стоит икона. Эти изделия передают частные лица или музеи из других городов. Например, в Ейске нет своего реставратора, и оттуда экспонаты присылают на реставрацию Вячеславу. Все они потеряли экспозиционный вид — у тарелки и подноса откололся край, черпак треснул, у иконы оказалась повреждена рама. К тому же все они стали жертвами жуков-вредителей.

Первым делом реставратор дезинфицируют лётные отверстия и заполняет их специальным веществом, которое не даст новым насекомым испортить изделие. Затем Вячеслав подыскивает тот же тип древесины, из которого изготовлен предмет, и мастерит недостающие части. Их приклеивают на место, покрывают при необходимости рисунком, лакируют — и теперь практически нельзя отличить основную часть изделия от новодела.



Намного реже встречается археологическая древесина. За последнее время археологи Азовского музея-заповедника нашли только бревно и балку от сгоревшего здания, датируемые 14-м веком.

- Их нужно было доставать из земли крайне аккуратно, ведь древесина была размокшей и могла просто распасться на молекулы. Археологи подкапывали землю, подкладывали под низ доски, обматывали верёвками и скотчем. К счастью, им удалось достать и бревно, и балку. Затем они отправились ко мне в мастерскую. Чтобы не дать материалу развалиться, нужно избавить его от влаги и при этом восполнить её другим элементом. Если, не дай Бог, дать дереву высохнуть, оно превратится в прах.



Бревно кладётся под ультрафиолетовые лампы и пропитывается полиэтиленгликолем, молекулы воды вытесняются и заполняются полимером. Таким образом пористая древесина консервируется, процесс длится три-четыре месяца.

- Изначально бревно было гнилым, угрожало оказаться уничтоженным, но после консервации его теперь можно класть на плечо и нести куда угодно. А вот найденная балка сохранилась благодаря тому, что когда-то, 700 лет назад, она обгорела. Уголь помог пролежать ей в земле долгие века.

На стол Вячеслава Женихова попадают и предметы мебели, оружие, находки времён Великой Отечественной войны. Так, в очереди на реставрацию лежат каски солдат, погибших на территории Азова, фонарь, стекло которого расплавилось при взрыве, и даже печь-бытовка.



Мастер бережно хранит фото всех работ, реставрацией которых он занимался. В архиве Вячеслава были антикварная мебель, шкатулки, часы, сейфы и даже клавесин. С музыкальным инструментом получилась интересная история. У него отсутствовала часть клавиш, сделанных из кости. Специалист обращался на мясокомбинат, чтобы взять там материал для работы.


Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный портал ROSTOV.RU предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.