Ростовчане стали летать меньше
Ростовский аэропорт опубликовал данные о пассажиропотоке через воздушную гавань Дона в 2015 году. И хотя в сообщении, распространяемой прессслужбой аэропорта, акценты сделаны на позитивные стороны, даже скудные официальные цифры свидетельствуют о существенном снижении числа перевозок в прошлом году. В официальном релизе указывается, что аэропорт второй год подряд «перевозит» более двух миллионов пассажиров. И это чистая правда. Горькая же правда заключается в том, что по сравнению с 2014 годом пассажиропоток на международных линиях упал на 36,4 процента, а на внутренних – почти на 10 процентов. Стоит отметить, что целом, по сравнению с 2014 годом, общий трафик упал почти на 12 процентов и пока нет никаких предпосылок к тому, что в наступившем году он будет расти. Слишком много негативных факторов бьют по рынку воздушных перевозок. Тут и резкое падение рубля, и прекращение авиасообщения с Украиной и Египтом, ограничения чартеров в Турцию, и балансирование на грани банкротства авиакомпании «Ютэйр», и банкротство «Трансаэро». Положение не спас ни бюджетный перевозчик «Победа» с недорогими рейсами в Сочи и Москву, ни новые внутренние направления, такие как Симферополь, где темпы роста трафика составили 33,9 % (94 023 человек). Количество пассажиров в Самару увеличилось на 34,7%, а в Новосибирск на 15,7%.Резкое подорожание доллара и евро в купе с осложнением политических отношений с Турцией и терактом в Египте привело к многократному снижению чартерных перевозок.Например, в конце 2015 года отменились традиционные предновогодние туры в Андорру, Анталию и Улудаг (Турция).– Как никогда рано закончились чартерные рейсы в Италию – 19 сентября. Обычно они круглогодичные. Рейсы в Турцию по сравнению с 2014 годом сократились процентов на 20%, в Испанию на 25 %, – рассказал директор крупнейшей на Юге России сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян. – Египет «пострадал» меньше всех – в пределах 8%. Конечно, произошел резкий рост бронирования туров по России, гдето плюс 80 процентов. Но это мало влияет на рынок авиаперевозок. Изза снижения пассажиропотока прекратили работу в донском регионе ряд зарубежных авиакомпаний. Среди них «Эйр Арабия» и «Австрийские авиалинии». Сняв рейсы по многим направлениям, в частности, в Ереван и Мюнхен, сократила свое присутствие российская авиакомпания «Ютэйр». До одного рейса в неделю сократил вылеты «Флайдубай». В ушедшем году из Ростова также были отменены полеты в Стамбул (Турция), Шарджу (ОАЭ), Вену (Австрия). Тенденция, когда старые рейсы закрываются, а новые не назначаются, скорее всего, сохранится и в новом году.– Если есть кризис в туризме, то, безусловно, он есть и в авиационной отрасли. По моему прогнозу, в 2016 году резко сократит свое присутствие на Дону авиакомпания «Турецкие авиалинии», – считает Алексан Мкртчян. – Уход ряда компаний связан со снижением пассажиропотока, который в свою очередь является следствием ухудшения экономической ситуации в стране. Сами посудите, например, билет авиакомпании «Турецкие авиалинии» на рейс РостовВенаРостов стоил в районе 300 евро. Два года назад это было 12 тысяч рублей. Сейчас – 2425 тысяч рублей. Вопреки ожиданиям, рост пассажиропотока на внутрироссийский рейсах в пик сезона составил всего 3,3 процента. –У нас очень мало внутрироссийских рейсов. В основном, Москва и Петербург, единичные рейсы в Самару, Екатеринбург, Новосибирск, – отмечает руководитель «Розового слона». – В Сочи самолет летает только в сезон, да и то не каждый день. РостовСимферополь летает круглогодично, но это по объективным причинам – туда трудно попасть наземным путем.Наибольший объем пассажирских перевозок, 57%, приходится на столичное направление. Хотя и здесь произошло сокращение рейсов. В летний сезон это даже приводило к определенному дефициту свободных мест в самолетах. Авиакомпании, пользуясь ситуацией, взвинчивали цены. На некоторые рейсы в Москву билеты продавались по 15 и даже 20 тысяч(!) рублей в одну сторону. И это в экономклассе! Зимой ситуация несколько успокоилась. Сейчас билеты на Москву стоят от 2 до 5 тысяч рублей в одну сторону.По прогнозам экспертов, неблагоприятная экономическая ситуация, сложившаяся в авиаотрасли, в 2016м будет только развиваться. Жесткая экономия авиакомпаний, рост тарифов на обслуживание и топливо могут привести к значительному росту цен на авиабилеты. Перевозчики могут оказаться в «адском замкнутом круге». Когда попытка поднять рентабельность заставит повышать цены. Это, в свою очередь, уменьшит спрос. Что только ухудшит их положение. В 2015 году в целом по России самолеты перевезли порядка 50 миллионов пассажиров. Это всего лишь треть населения нашей страны. Для сравнения, в США, за тот же период самолеты перевезли около одного миллиарда людей! Что в три раза превышает численность населения Америки.