Лекция - И правда и поэзия… Н. Н. Дубовской
Лектор: Рязанов В. В. 19 апреля в Ростовском областном музее изобразительных искусств состоится лекция «И правда и поэзия…» Н. Н. Дубовской. (Городской лекторий «Бунт и примирение» (Русское искусство второй половины XIX века). Николай Никанорович Дубовской (18591918) русский живописец, член и впоследствии один из руководителей Товарищества передвижников, академик (1898), член Совета Академии художеств (1908), один из создателей направления в русской пейзажной живописи «пейзаж настроения». Н.Н. Дубовской написал в общей сложности около 400 картин и более 1000 этюдов.Николай Никанорович Дубовской родился в г. Новочеркасске в семье родового казака войскового старшины Войска Донского. Несмотря на проявленный с ранних лет интерес к рисованию по нерушимой семейной традиции он был обязан выбрать судьбу военного. Николай, обучаясь в Киевской военной гимназии, использовал всё свободное время для рисования и впоследствии поступил в Академию художеств. В 1881 г. Дубовской не окончив обучения покидает стены академии, повторив своим поступком знаменитый «Бунт 14ти» выпускников 1863 г. во главе с И. Н. Крамским. С этого момента учителем его становится сама горячо им любимая природа. Один, кто из первых разглядел, поддержал дарование Н. Н. Дубовского и следил за его творчеством, был П. М. Третьяков (18321898) купецпредприниматель, заложивший, вместе с С. Т. Морозовым и Д. П. Бахрушиным традиции русского меценатства. Демократичность взглядов и убеждений Н.Н. Дубовского привели его в лагерь «передвижников». В это время художник много работает на пленэре.В 1884 г. Николай Никанорович входит в Товарищество передвижников, в том же году в состоялось первое выступление молодого пейзажиста на передвижной выставке картиной «Зима», которая явилась крупным событием в области пейзажа. В картине зритель наблюдал не холодную передачу натуры, напротив, он заражался глубокими, искренними чувствами и переживаниями художника, который как бы вёл свой рассказ, свою неспешную беседу с природой. Здесь художник положил начало новому для передвижнического реализма мотиву, как он сам говорил «тишины перед грозой». Вслед за картинами «Зима» (1884), «Притихло» (1890), последовали картины «Ранняя весна», «Утро в горах», «Зимний вечер», которые принесли Дубовскому широкую известность. Впечатления, полученные во время путешествия художника по Волге в 1882 г. воплотились в замечательном пейзаже «На Волге» (1892). Простой мотив реки с рыбацкими лодками на фоне бескрайнего неба приобретает у Дубовского эпическое звучание. Картина принесла Дубовскому необыкновенную популярность. Н. Н. Дубовской вместе с И. И. Левитаном и другими молодыми «передвижниками» был создателем нового направления в русской пейзажной живописи, которое получило впоследствии название «пейзаж настроения». Суть его заключается в том, что акцент ставится не на проработанности деталей в картине, а на «настроении» мотива, художественного смысла картины воспринимаемого человеком. Программным произведением Дубовского в этом отношении стала картина «Притихло»(1890), работами написанными Николаем Никаноровичем в данном направлении являются «Туча надвигается» (1912), «Сумерки» (1897), «Морозное утро» (1894).В 1890х гг. многие пейзажисты были одержимы созданием обобщающего эпического полотна, передающего образ России. Работа Н.Н. Дубовского «Родина» (1905) одна из первых попыток художника освоить тему родины с позиции любимого им мотива затянувшегося, давящего на землю, предгрозовья или ощущения падающего яркого света и струящегося чистого, прозрачного воздуха после грозы. В 1898 году Н. Н. Дубовской и ещё четверо молодых передвижников: А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, И. И. Левитан, В. А. Серов, «за известность на художественном поприще» были удостоены звания академиков живописи. После смерти Н.А. Ярошенко в 1898 г. Дубовской оказался идейным руководителем Товарищества. В 1900 г. Н.Н. Дубовской избирается действительным членом Академии художеств. Февральскую революцию Николай Никонорович встретил с надеждой, однако возникшая переоценка многих ценностей коснулась как творчества художественных объединений, так и деятельности самой Академии художеств. Н.Н. Дубовской говорил ndash; «Нас будут некоторые поносить всячески, с пренебрежением произносить наше имя, но, не замечая того, в новых формах, в новом реализме будут проповедовать то, что составляло честную сущность передвижничества: его жизненную правду и служение народу. Разве мы своим искусством не раскрепощали людское чувство, не вели к свободе духа и завоеванию человеческих прав?». по билетам, тел. 2013982, 2664514