Лекция Возвышенно настроенной душе…
Лектор: Нарыжная А.А. 29 марта в Ростовском областном музее изобразительных искусств состоится лекция «Возвышенно настроенной душе…» В. Д. Поленов. (Городской лекторий. Цикл «Бунт и примирение» (Русское искусство второй половины XIX века).Поленов Василий Дмитриевич (18441927) ndash; русский художникпередвижник, мастер пейзажной, исторической и жанровой живописи. Народный художник РСФСР. Родился в Петербурге в 1844 г. в дворянской семье. В детстве у Василия были педагоги по живописи из Академии художеств. В 1863 г. Поленов, окончив гимназию, поступил на физикоматематический факультет (естественный разряд) Петербургского университета. В процессе обучения он на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. В 1871 г. Василий Дмитриевич и И. Е. Репин получили большие золотые медали и право на заграничные пенсионерские поездки. В течение 187276 гг. Поленов путешествует по Германии, Италии, Франции. Наиболее сильное впечатление на художника производит Париж, здесь проходили первые выставки пленэрной живописи импрессионистов, что явилось для Василия Дмитриевича дополнительным импульсом к освоению им пленэрной живописи. Взоры Поленова безраздельно обратились к пейзажу. В 1876 г. Поленов переселяется в Москву, в которой во многом сохранились особенности русского архитектурного стиля. К этому периоду относится этюд со СпасанаПесках (как его называл сам Поленов, запечатлевший вид из окон своей мастерской). Впоследствии на основании этого этюда была написана его наиболее прославленная картина «Московский дворик»(1878). В 1878 г. В.Д. Поленов вместе с И.Е. Репиным вступает в Товарищество передвижных выставок. «Московский дворик» становится первой работой Поленова, экспонировавшейся у передвижников. Среди пейзажей Поленова этого периода заметное место занимает тема русской деревни: «Зима. Имоченцы»(1880), «Деревенский пейзаж с мостиком», «Северная деревня» (1880е гг.). По мере приближения к 90м годам, люди начинают исчезать из пейзажей художника. «Чистая», нетронутая природа окончательно утверждается в пейзажной живописи Поленова. Вместе с этим, естественно, обрывается и тема русской деревни. Поворот в творчестве Василия Дмитриевича к пейзажной живописи в эпоху 90х годов неразрывно связан с его жизнью на берегу Оки. Он запечатлевает Оку в различные времена года, в различных ее состояниях, давая настоящую летопись ее жизни, полную поэзии и глубокой правды. Самым любимым временем года для Поленова в эту пору является золотая осень. Василий Дмитриевич создает большое полотно, которое так и называет ndash; «Золотая осень» (1893). В 1887 г. состоялось знакомство В.Д. Поленова с Л.Н. Толстым. Небезосновательно будет предположить, что именно влияние на Василия Дмитриевича моральной проповеди Толстого пробудило в нем интерес к теме Иисуса Христа. В ноябре 1881 года В.Д. Поленов совершает путешествие по знаковым христианским местам. Художник посетил Константинополь, Александрию, Каир, Грецию. Художественной общественностью восточные этюды Поленова 18811882 годов были восприняты как новое слово в живописи. Результатом этого путешествия стала работа ndash; «Христос и грешница» выставленная на XV Передвижной выставке 1887 года. Приобретение картины «Христос и грешница» Александром III разрешило все сомнения цензора Никитина относительно возможности оставления картины на выставке, возбужденные в последнем слишком «низменно» реальной трактовкой евангельского сюжета и не каноническим изображением Христа. Со второй половины 90х годов главным замыслом Поленова стало создание цикла картин из жизни Христа. Новое произведение, посвященное Христу, появилось вскоре после создания полотна «Христос и грешница». Это была картина «На Генисаретском озере». Тип Христа в картине тот же, что и в полотне «Христос и грешница». Но здесь он дан не в процессе общения с людьми, а наедине с самим собой, своими думами, в общении с природой. Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки. по билетам