Лекция - Прекрасная есть жизнь И. Е. Репин

Лектор: Долгушева Г. И. 5 апреля в Ростовском областном музее изобразительных искусств состоится лекция «Прекрасная есть жизнь» И. Е. Репин. (Городской лекторий «Бунт и примирение» (Русское искусство второй половины XIX века). Илья Ефимович Репин (18441930) ndash; русский художникживописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен, Академик Императорской Академии Художеств. Один из активнейших членов «Товарищества передвижников», также поддерживал близость с «Миром искусства». Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию, и получив с помощью местных иконописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом, в девятнадцатилетнем возрасте поступает в петербургскую Академию художеств. В Академии он делает стремительные успехи: уже через месяц после поступления ему ставят за рисунки первые номера. Культивируемый в стенах Академии «высокий стиль» был воспринят им не как нормативная система, а как содержательная традиция. И.Н. Крамской стал наставником Репина в академии. «Художник есть критик общественных явлений, ndash; говорил он ему, ndash; он должен быть выразителем важных сторон общественной жизни». И Репин ловил на лету каждое слово этого «передвижнического» катехизиса. Сенсацией стали его «Бурлаки на Волге» (1870–1873). На базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге с художником Ф.А.Васильевым, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.В мае 1873 года художник отправился в Европу в качестве пенсионера Академии художеств. Он не стал рьяным приверженцем импрессионизма, но был далек и от ригоризма некоторых своих русских коллег, склонных усматривать в импрессионизме опасность ухода от жизненной правды. В Париже Илья Ефимович обосновался на Монмартре, излюбленном месте импрессионистов, где начал работу над картинами «Садко» и «Парижское кафе». Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену». Репин с великолепным равнодушием отвечал: «Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие».Особое место в творческой биографии художника занимает серия работ посвященных революционной теме. ( «Отказ от исповеди», 1879–1885; «Не ждали», 1884; «Арест пропагандиста», 1880–1892; «17 октября 1905 года»). Самым значительным произведением на революционную тематику стало полотно «Не ждали». Репин изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Его неловкая поза, ожидание, застывшее в глазах, свидетельствующих о неуверенности, даже страхе: узнает ли его семья, примут ли отца, отсутствующего много лет, его дети? Стасов ликовал: «Репин не почил на лаврах после #132;Бурлаков#147;, он пошел дальше вперед. Илья Ефимович увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (»Прием волостных старшин Александром III «, 1885; #132;Торжественное заседание Государственного Совета#147;, 1901–1903). Художник чрезвычайно заботился об исторической достоверности своих картин. Работая над «Царевной Софьей», «Иваном Грозным», «Запорожцами», он выяснял мельчайшие детали: костюмы, оружие, мебель, убранство интерьера, даже цвет глаз царевны Софьи. Но при этом в исторических картинах Репина совершенно отсутствует временная дистанция: происходящее показывается как совершающееся в настоящем, а не прошедшем времени, герои картин показываются в движении. Иконописец А.Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал в 1913 картину ножом, что стало предлогом для публичного диспута Репина с М.А.Волошиным о границах между искусством и реальностью. по билетам


Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный портал ROSTOV.RU предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.