Чапаев и пустота
Павел Урсул Михаил Ефремов …Вся эта история чушь собачья, а писатель Виктор Пелевин настолько долго и умело мистифицирует публику, что среди читателей даже бытует мнение, что реального автора не существует.Самый знаменитый фильм страны Советов ( «Чапаев» братьев Васильевых) превратился у Пелевина и его постановщиков в абсурдистский анекдот, в опус, в песню, и по словам музыканта Гарика Сукачева, по жанру это, скорее всего, рокнролл. Однако пелевинские Чапаев и Пустота практически не имеют никакого отношения к персонажам Фурманова и героям гражданской войны. Их образы переосмыслены с позиций классического постмодернизма. Так, Чапаев выступает в роли буддийского наставника, раскрывающего перед своим учеником Петром подлинную сущность бытия. Сам же Петька, наделенный Пелевиным символической фамилией Пустота, живет в двух параллельных мирах во времени гражданской войны и в образцовой постсоветской психушке.Все эпохи, во время которых разворачивается действие, объединяет огромная железная кровать, стоящая посреди сцены. А нагромождение времен здесь нешуточное: события гражданской войны перемежаются с современностью и ведут в великую Пустоту, куда, наконец, уходят герои. Актеры настолько увлекаются «сумасшедшими» обстоятельствами, что без труда перемещаются из прошлого в будущее и обратно. В роли идеального командира всех времен и народов выступает Михаил Ефремов, он с легкостью превращает Чапаева в истинного воина духа. Кстати смело можно сказать, что на данный момент это единственная его роль в театре. Виктор Пелевин