Мишель
Сказка на тему «обыкновенного чуда». В пьесе этому чуду присваивается название - мишелизм - производное от имени Мишель.Главная героиня, Мари, в юности жила в одном подъезде с неким мальчиком Михаилом, которого все звали Мишель. В этого Мишеля Мари была влюблена. Еще «Мишель» - название ее любимой песенки в исполнении «битлов», написанной в 1965 г. Поэтому понятно, отчего именно Мишель - первое, что приходит на ум Мари, когда она придумывает имя несуществующего мужа, дабы обезопасить себя во время визита электромонтера. Итак, Мишель - это тот, кого нет. Фантом.Но странным образом этот фантом по мере развития сюжета материализуется. При знакомстве выясняется, что монтера зовут Виктор. По закону жанра он начинает ухаживать за Мари, потому что почувствовал в этой романтической особе родственную душу. При этом сам он, чего и требует комедия положений, оказывается никаким не монтером, а доктором наук, профессором института, где орудуют черные рейдеры. И эта подробность - единственный кивок в сторону социальной проблематики и нужна лишь затем, чтобы подчеркнуть близость героев. Только такой романтик и борец за справедливость, как Виктор, мог отправиться на вернисаж в поисках картины, которую написал с Мари ее выдуманный муж, и найти эту картину под названием «Весна», и, более того, подтвердить, что имя автора картины - Мишель.Так, проводя своих героев через перипетии сюжета, автор пьесы приоткрывает ее главный смысл, который может быть сведен к парафразу известного философского умозаключения «если бы Бога не было, его следовало бы придумать», и в преломлении на ситуацию, описанную Азерниковым, звучит так: если Мишеля (читай: главной любви вашей жизни) нет, его следует придумать, и тогда Он обязательно придет. Как приходит к Мари главный мужчина ее жизни - Виктор (победитель). Приходит, даже несмотря на то, что настоящий Мишель (идеал) не выдерживает проверки временем. В финале пьесы у Мари объявляется новый сосед по даче. И это, конечно, тот самый Мишель, в которого Мари была влюблена в юности. Но он жалок - лыс, потерт и к тому же заикается. Мораль: главное не содержание идеалов, не их состоятельность или несостоятельность, а вера, не количество шагов, сделанных на Пути, а сам Путь, направление движения.