Концерт А. Архиповский
У Алексея Архиповского почемуто не хочется брать интервью. С ним интересно покурить на служебном входе Дома музыки, поболтать о необязательном, перекусывая в гримерке бутербродами, на скорую руку нарезанными его женой Светой, ndash; а вот сидеть визави и толковать о серьезных и важных вещах почемуто не получается. Наверное, потому, что серьезные и важные вещи, как понимаешь почемуто только после пары сотен таких разговоров, всетаки не вербализуемы. Двадцать лет назад барабанщик и композитор Роман Дубинников, кстати говоря, знакомец Архиповского, работающий уже много лет со Славой Полуниным, предложил мне выстучать ответ на какойто «умный» вопрос на случившейся рядом коробке ndash; и он был куда убедительней любых слов.Слов? Вот Архиповскому, например, совершенно не нужны слова, и реклама тоже не нужна. Ты приходишь на концерт в Театральный зал Дома Музыки и обнаруживаешь там натуральный sold out: зал полон. А афиш ndash; две: одна в кассовом зале, вторая ndash; на сайте. Понятно, 500 мест ndash; это не так чтобы очень много. Но ndash; без рекламы. И это не попса, не рок, не джаз, не классика даже.Это, кстати, не только московская история и даже не только российская: его ждут везде ndash; от Парижа до Лиссабона. Алексея Архиповского, человека с балалайкой.Человек с балалайкой. Это почти что смешно, правда? Для нас треугольный и трехструнный инструмент стал чемто вроде лубочной визитки России, рудиментом прошлого, синонимом придурковатости, недальновидности, минутного нетрезвого веселья с последующим деревенским мордобоем, суконных морд на сцене Кремлевского дворца во дни официальных торжеств, арбатской торговли аля рюсс. Мы не можем смотреть на него так, как в конце 50х в Москве на оркестр имени Осипова смотрел француз Морис Жарр, у которого впереди было несколько «Оскаров». Один из них ndash; за «Доктора Живаго», для записи музыки к которому композитор попытался собрать оркестр, подобный московскому: он стоял в воскресенье у выхода из православной церкви в городе СанФранциско, спрашивая у каждого выходящего: «Can you play balalaika?». Для него, француза, работавшего в большом Голливуде, балалайка была чемто большим, чем просто лубочная бренчалка. У Архиповского иной, свой взгляд на инструмент, но он куда более отличен от нашего полупренебрежительного, чем от Жарровского. Он просто... ...просто выходит, сопровождаемый лучом софита, на пустую сцену, в центре которой ndash; легкий стульчик, сбоку ndash; буханка усилителя, и больше ничего нет. Садится, улыбается, начинает играть. И для того, чтобы услышать его, чтобы попасть в его настроение, в его ритм, в его историю, не нужно никакой подготовки. Не нужно знать, что у него за плечами музыкальная школа, Гнесинка, невесть сколько призов невесть скольких конкурсов, оркестр народных инструментов, ансамбль Зыкиной «Россия». Не обязательно представлять его перед каэспэшниками на Грушинском фестивале, изучающим театральную режиссуру Ежи Гротовского и философию Кришнамурти. Все это интересно, познавательно, занимательно, но ровно ни к чему не готовит. Это потом, выйдя из зала на легкий морозец, пытаясь понять, что же это с тобой только что было, можно об этом узнать и начать свивать ниточку, ведущую от Алексеянародника к Алексею нынешнему. А в зале не нужно ничего. Сиди и слушай. Слушай и во время антракта начнешь понимать, как точно и умно он вел тебя все первое отделение, потихоньку завоевывая, маня, показывая тропку, по которой идти дальше. Он еще комикует, переливаясь отблесками знакомых и даже знаковых мелодий. Развлекает, короче говоря.Архиповский ndash; виртуоз, но виртуозность часто становится не музыкой, а эксцентрикой, Книгой рекордов Гиннесса. Но Архиповский, имитируя то всем знакомый «нокиевский» сигнал мобильного, то проходясь по знаковым фразам из академического расхожего репертуара, очень уверенно балансирует на грани фола, и тут уж понятно: за грань он не собирается. Но это нужно им, слушателям, и наш герой, как гениальный агроном, готовит почву для того, что будет после антракта.После антракта цирк заканчивается. Там и тогда начинается волшебство, которое мы и называем словом «музыка». И здесь уже неважно, на чем именно играет Архиповский (хотя память неизменно толкает в бок: «балалайка, балалайка!»), неважен жанр, неважно все. Пошлое сравнение, но все же назовем это звуковой живописью. Потому что ndash; вот широкий мазок, вот тонкая лессировка, вот прозрачная акварель, вот схематичная, но точная графика. А в зале стоит такая тишина, какая и в Большом зале консерватории нечасто случается. В ней, тишине этой, нет поэтической причины, нет и какогото сверхуважения к артисту ndash; она здесь осознанно, рационально необходима. Просто так надо, и объяснений этому не требуется.Требуется понимание и осознание того, что Алексей Архиповский вывел балалайку за рамки канона. Это очень важно ndash; лапотное, посконное, казенное, шариковское там, где он играет, просто не может существовать. Но при этом, пусть Алексей и использует (бережно и аккуратно) электронику, пусть выглядит современно и так же мыслит, есть ощущение, что это лишь начало большого пути. Который, собственно, может и не начаться, остаться только его, Архиповского, персональным путем, личным дао. Бессмысленны также сравнения с Джими Хендриксом и Никколо Паганини: он сам по себе. Уникальность эта прекрасна, но и опасна, поскольку может остаться самой собой. Мне не очень понятно, чем может продолжиться новая одиссея балалайки; меня, наверное, пугает возможность прямого, тупого последования (загляните на YouTube, наберите в поиске «virtuoso guitarist», и вы поймете, о чем я). Но в чем залог продолжения прекрасной истории, которая происходит на наших глазах, мне пока что непонятно. Рискну предположить, что в сотрудничестве ndash; вот только с кем, тоже непонятно; снятый на фестивале «Мамакабо» джем с прекрасным гитаристом Томми Эммануэлем, кстати, мог бы перерасти во чтото большее, если только это будет необходимо обеим сторонам, а это условие соблюсти непросто. Можно помечтать о чисто перкуссионном аккомпанементе или, например, о струнном квартете вроде Balanescu quartet или Brodsky, но и это ощущение с легкостью может оказаться неверным. Верным пока что будет только один, но очень важный тезис. Пока мы занимались своими важными делами, рядом рос и развивался артист, в отношении которого любая терминология дает сбой. Росла настоящая русская музыка, которой не нужно ничего, чтобы быть к тому же просто музыкой ndash; в сегодняшнем мире это просто уникальная штука. Архиповский и его балалайка не маскируются под этно или ньюэйдж, и это не ньюэйдж, не фьюжн, не этно. И не очень ясно, стоит ли искать дефиниции. Во всяком случае, пока.Пока у нас, помимо Алексея Архиповского, был только один пример небанального подхода к стереотипным инструментам: «Теремквартет». Но тут имеет место одна, и весьма существенная разница: «Терем» преодолевал серьезнейшее сопротивление материала, намеренно заставляя домры и мандолины играть «популярную классику» и вообще всяческий кроссовер, то есть с ним было многое понятно изначально. Нисколько не умаляя заслуг «Терема» ndash; огромных заслуг, которые мало у кого в отечестве нашем имеются ndash; отмечу, что случай Архиповского, как кажется, иной, поскольку ему преодолевать пришлось разве что самого себя. Балалайка его вела сама ndash; это при том, что было кого вести. Ведет она и нас ndash; летит над Театральным залом, над Яузой, над Москвой, страной и миром, и я почти на физиологическом уровне чувствую, как мне не хватает здесь тех, кого я привык видеть на джазовых сейшенах, на концертах независимых рокмузыкантов, в консерватории, в клубе «Дом». Всех тех, кто кажется мне свободными в предпочтениях, но оказывается задавлен рамками стереотипов ndash; и не идет сюда. Или просто не знает, не догадывается, что сюда необходимо идти, что, может быть, еще хуже. И публика Архиповского, стало быть, оказывается куда более свободной. Она, может быть, не знает законов, по которым существуют сериализм или микроглитч, она не объяснит разницы между постбопом и модальным джазом. Зато она умеет слушать. И летать.Вы думаете, что балалайка ndash; это примитивный инструмент, который достается музыкантам, которые ни на чем приличном играть не в состоянии? Также думали посетители гитарного фестиваля в ЦДХ, когда на сцене неожиданно появился Алексей Архиповский. Музыканта едва не освистали еще перед выступлением, а публика собралась уже удалиться в фойе, но не тутто было.Музыкант выдал десятиминутный номер, во время которого притихшей публике пришлось кардинально пересмотреть свое отношение к балалайке. «Полет шмеля», блюзовые стандарты, фламенко, джазовые импровизации ndash; все это прозвучало в невероятном исполнении, после которого раздались овации, а следующий исполнитель не знал, стоит ли ему выходить на сцену со своим стратакастером.После такого дебюта концерты Алексея Архиповского стали собирать полные залы, а в прессе музыканта называли «Паганини русской балалайки» и сравнивали с самим Джимми Хендриксом. В последние годы музыкант выступает на фестивале «Мамакабо» и «Славянский базар», принимает участие в джазовых фестивалях в России и за рубежом.Очередным триумфом стало небольшое выступление музыканта на шестидесятилетии гитарной фирмы «Фендер», после которого ни у кого не осталось сомнений, что Алексею Архиповскому удалось открыть совершенно новые возможности балалайки ndash; этого трехструнного и такого, казалось бы, незамысловатого инструмента.Концерт Алексея Архиповского в Москве станет новой встречей с музыкантом, в руках которого русская балалайка звучит как банджо, арфа, клавесин и еще десяток инструментов. На этом выступлении вам придется совсем иначе взглянуть на этот привычный инструмент. Многие дончане уже знакомы с творчеством музыканта и билеты на Алексея Архиповского ненадолго задержатся в кассах.