В мире животных
скульптура, графика Куратор – Главный хранитель фондов, Воробьева Ирина Олеговна 10 апреля в Ростовском областном музее изобразительных искусств состоится презентация выставки декоративноприкладного искусства, скульптуры и графики из собраний музея и частных коллекций «В мире животных»! Экспозиция посвящена животным в русском изобразительном искусстве с середины ХХ века до современности. Появившись в наскальных рисунках силуэты и фигуры животных человек изображал во все времена, ставя перед собой различные цели и задачи. Это могло быть обобщенное изображение силуэтом, линией, пятном, с выявлением особенностей зверя, или же точные реалистические формы. Животные ndash; герои многих мифов, былин и сказок. Зачастую им приписывались человеческие качества и черты характера. На выставке можно увидеть различные зверины образы от глиняных свистулек и других предметов народных промыслов и тонких реалистически продуманных изящных предметов малой пластики, до авторских претворений человеческих чувств и эмоций в реалистических и мифологических персонажах. Домашние животные деревенского подворья: свиньи, барашки, курочки, расписанные в традиционные цвета дымковской, филимоновской, каргопольской игрушки сменяют произведения Гжельского фарфорового завода с сюжетами из народных сказок, предметов утилитарного назначения и просто фигурок. Среди них можно выделить композицию середины XX века с сюжетом из произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Несколько предметов утилитарного назначения можно увидеть и среди семикаракорского фаянса и Кисловодского фарфорового завода. Для последнего более характерны традиционные формы посуды с лепными фарфоровыми цветами. Ярким представителем анималистического камнерезного искусства середины XX века был К.М. Саая. Фигурка гибрида гордого дикого яка и домашней коровы сарлыка выполнена в традиционной статичной позе на подставке. И.Л.Карахан принадлежит ряд произведений, оказавших значительное влияние на развитие холмогорского искусства резьбы по кости. Ее фигурки животных северных широт являют собой пример обобщенности и выразительности пластического решения формы. Особое место в экспозиции выставки занимают изделия фарфоровых и фаянсовых заводов советской России с 1940х до 1980х годов. Это отдельные фигурки и малые композиционные группы ведущих производств: Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова (ЛФЗ), Дулевский фарфоровый завод, Конаковский фаянсовый завод. Знаменитые мастера по чьим эскизам и формам созданы произведения, являющимися на сегодняшний день коллекционными. Такие мастера как Е.М. Гуревич, ее скульптура «Козленок» в числе других на брюссельской выставке 1957 года заслужила серебряную медаль и выпускалась Конаковским фаянсовым заводом до 1974 года. Личное клеймо мастера Елены Михайловны Гуревич стало визитной карточкой завода. А.Г.Сотников ndash; один из крупнейших художников анималистов трехмерного пространства. За скульптуры «Ягненок» в 1937 году в Париже на Всемирной выставке он получил Золотую медаль, а Дулевский фарфоровый завод был отмечен высшей наградой Гранпри. На первой послевоенной Международной выставке в 1958 году в Брюсселе за несколько скульптур Сотникову была присвоена высшая награда ndash; Гранпри. Среди «победителей» была и скульптура «Курица». Это гордая красивая птица с выразительной пластической лепкой формы. Автор часто использовал выразительные средства белого глазурованного фарфора и очень осторожно работал с цветом. Более декоративным выглядит фигура сокола скульптора А.М. Белашова ndash; одним из тех анималистовпутешественников, кто ищет встречи со своими героями не в зоопарке, а в лесу, в поле, в горах, на морском побережье, т.е. там, где звери и птицы живут естественной для себя жизнью, где они ndash; хозяева, а человек ndash; гость. Главная тема его творчества идеальный мир, где человек гармонично сосуществует в единстве с природой, где растут диковинные травы и цветы, живут прекрасные, добрые звери и птицы. Белашов является автором монументальных композиций, поэтому даже его небольшим скульптурам свойственно замкнутый обобщенный силуэт и декоративное начало в цветовом решении. На выставке представлен и настоящий классик декоративноприкладного искусства И.Г. ФрихХар, который еще в довоенные годы в буквальном смысле слова возродил Конаковский фаянсовый завод, создав месте с группой художников и скульпторов систему новых изделий и рисунков для внедрения в массовое производство. Художники, сотрудничавшие с Ленинградским фарфоровым заводом им. М.В.Ломоносова: Б.Я.Воробьев, И.И.Ризнич, Е.И.Чарушин и другие мастера. На выставке можно будет увидеть не только фарфор, но и стекло, шамот, майолику, бронзу, а также авторские изделия современных мастеров, которые поражают интересными находками, как в пластическом, так и в колористическом решении, достаточно назвать такие имена, как: Тайницкий, Хохловкин, Миллер, Захаров, Ткач. Дополнят экспозицию графические листы, выполненные известными российскими анималистами.