https://rostov.ru/society/2006-05-12-104000.html

Перспективы разума. Научные разработки


12.05.2006, 10:40Комментариев: 0
Исследование и моделирование физиологического времениИсследования восприятия времени ведутся в НИИ биокибернетики им. А. Б. Когана при РГУ. Вопрос о координации живых организмов во времени попрежнему остается загадкой. С одной стороны, у людей и животных нет никаких органов, которые могли бы фиксировать ощущения, связанные с ориентацией во времени. С другой, каждый знает, как долго оно тянется для тех, кто ждёт, и как быстро летит для тех, кто торопится. Выходит, что время лишено реальности: мы воспринимаем не его, а процессы и события, которые в нём происходят. В зависимости от состояния мозга эти процессы протекают поразному, а значит, ими можно управлять, заставляя время идти быстрее или медленнее. Основания для возможности управления временем дают исследования, проводящиеся в НИИ биокибернетики.Управлять состоянием мозга можно специальными воздействиями (оптическими, акустическими, тактильными, обонятельными, вкусовыми) определённой конфигурации, изменяя масштабы собственных времён в левом и правом полушариях мозга. С использованием таких информационных воздействий станет возможной разработка специальных психотехнических методик, позволяющих при необходимости ускорять или замедлять время, изменяя темп событий, происходящих в головном мозге. Это может оказаться полезным при лечении некоторых заболеваний, или для повышения эффективности деятельности человека. Воздействия позволят открыть принципиально новые способы использования потенциальных возможностей мозга и могут привести к глубоким изменениям человеческого общества. Возможно, что с помощью таких воздействий будет найден подход, сопоставимый по своим последствиям с изобретением письменности, которое кардинально изменило интеллектуальное развитие людей.Криогенные технологии в железнодорожном транспортеВ научноисследовательском и испытательном центре «Криотрансэнерго» РГУПС ведутся теоретические и экспериментальные исследования по созданию сверхпроводникового индуктивного накопителя энергии. Сложносочинённое устройство, для краткости именуемое СПИН, не имеет прецедента использования на российском железнодорожном транспорте, но сулит ему невиданную пользу. Уникальные способности СПИН - накапливать, сколь угодно долго сохранять и при необходимости отдавать электрический ток - возникают благодаря особым нитям провода электрокатушки. Ниобийтитановый сплав, из которого они изготовлены, приобретает сверхпроводящие свойства только в условиях криотемператур, близких к абсолютному нулю, который ниже нулевой отметки Цельсия на 273 градуса.Внедрение СПИН в систему электроснабжения железных дорог поможет снижать затраты на покупку электроэнергии, сглаживать перепады режимов работы и получать электричество, качество которого порадует даже самых придирчивых потребителей. В переводе на язык обыденного мышления всё это напоминает урок занимательной электродинамики. Во время движения поезда из пункта А в пункт Б электровоз нуждается в различном количестве энергии. При торможении двигатель переходит в такой режим работы, при котором происходит отдача «лишней» энергии, которая расходуется почем зря. Но если на подстанции, питающей контактную сеть, установить накопитель, то «лишнюю» энергию можно было бы отдавать ему, а электровоз, следующий из пункта Б в пункт A, которому при нагрузке понадобилось большее количество энергии (во время подъема, к примеру) мог бы брать необходимую энергию из СПИН, а не у Чубайса.Работы по моделированию режимов работы энергетического оборудования, в состав которого входит СПИН, ведутся в центре с начала 90х годов. Конструированием и расчётом устройства занимается партнёр «Криотрансэнерго» ─ Российский научный центр «Курчатовский институт», а финансирование на изготовление экспериментального образца уже получено другим партнером ─ «ТРИНИТИ» (Троицким институтом инновационных и термоядерных исследований). Когда опытные испытания завершатся, полномасштабный образец будет установлен на подстанции. До тиражирования СПИН в сети электродорог осталось около пятнадцати лет.Техническая диагностикаВ отделе аналитического приборостроения НИИ Физики РГУ ведётся разработка устройства для определения технического состояния оборудования атомных электростанций. Переносной комплекс сбора и обработки данных станет усовершенствованной по всем параметрам версией комплекса, уже функционирующего на Волгодонской АЭС, поэтому называется ПКСОД2. Внешний облик комплекса более всего напоминает чемоданчик агента Бонда, а его содержимое - разнообразные датчики, измерительный блок, встроенный компьютер - усиливает впечатление в разы. Щупальца датчиков, прикреплённые к компонентам оборудования станции передадут сигналы от диагностируемого оборудования компьютеру, преобразующему поступившие сигналы в информацию, с помощью которой можно определить любые неисправности техники на ранней, ещё незаметной стадии их возникновения.Аналогов комплекса не существует. Зарубежные устройства подобного назначения не охватывают того количества параметров, которые доступны ПКСОД2, а стоят неизмеримо дороже (80 тыс. евро за серийное изделие против 1,2 млн. рублей, затраченных на отечественную разработку). Потенциальные заказчики комплекса - не только российские АЭС; он может использоваться в химической и нефтеперерабатывающей промышленности, в энергетике и на оборонных предприятиях - везде, где есть мощное дорогостоящее оборудование и где недопустимы аварии. Серийное производство комплекса начнётся когда завершится оформление большого пакета конструкторской документации, пройдут государственные испытания и сертификация. На это потребуется около шести месяцев и дополнительное финансирование.Сложное челюстнолицевое протезированиеНаучнопрактическими разработками в области стоматологии занимается кандидат медицинских наук Лилия Михайловна Забалуева. Сейчас обладательница восьми патентов, фиксирующих изобретение сложных протезов верхней челюсти, обдумывает технологии воплощения новых вариантов протезирования. Речь идет не о прозаических коронках и мостах, а об уникальных конструкциях, позволяющих возвращать к нормальной жизни людей с врожденными дефектами, больных после операций и травм, восстанавливая не только «косметику», но и функцию утраченной части лица. Автор «заместительных» конструкций конкуренции не боится, потому что этого «всё равно никто не сможет воспроизвести»: во всём мире сложным стоматологическим протезированием занимаются единицы энтузиастов, так как это коммерчески нерентабельное «производство», такой специальности нигде не обучают, а последний учебник в этой области науки был написан в семидесятых годах.Объёмное логическое видение, позволяющее создать будущую конструкцию, которую редкий техник сможет представить, сложные инженерные расчеты плюс практический опыт, накопленный за годы работы в лаборатории сложного протезирования ростовского онкоинститута и стоматологическом кабинете Пятой поликлиники ноухау ростовской науки. Известный американский гуру челюстнолицевого протезирования, не так давно приезжавший обучать наших стоматологов, покинул город в негодовании: после консультаций с Забалуевой впору было учиться ему. Свои исследования автор инновационных разработок ведёт в соавторстве с профессором Российской Медицинской Академии последипломного образования С. И. Абакаровым. Совместный проект учёных - создание учебника по сложной специальности.Информационные технологии в образованииПрограммный продукт разработан учёными Ростовского колледжа связи и информатики. Комплекс программ (UMKA, U_test и Server Inside), созданный для реализации технологий дистанционного образования, уже отмечен наградами только что прошедшей в Женеве Международной выставки изобретений, новой техники и продукции, а саму систему уже применили в рамках всероссийского эксперимента. Всё это - не итог, а внятное начало грандиозной всероссийской программы модернизации образования, призванной повысить конкурентоспособность родины.Дистанционные технологии - полезное и неизбежное будущее образования. Его головокружительные плюсы - индивидуальный темп обучения и любая степень удаленности ученика от учебного заведения. Это позволяет учиться активно работающим, воспитывающим детей, тем, кто ограничен в физических возможностях или просто не в состоянии пережить многочасового сидения за партой, ведь сетевые технологии обучения позволяют ограничить количество посещений учебного учреждения одним разом в год.По сути, региональный центр дистанционного образования РКСИ предлагает учебным заведениям России аутсорсинг - услуги информационнообучающей среды колледжа. Разработка и внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс ведется совместно с Ростовским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования. Партнеры, объединившиеся под эгидой Министерства образования Ростовской области, выступают инициаторами создания образовательного консорциума, куда могут войти учебные заведения России всех ступеней образования.
Вернуться назад