Новости
ВСЯ ЛЕНТА

Приплыли. «Киликия»

Капитан Карен Балаян занимался яхтингом, а потом стал одним из основателей клуба «Айас». В 1985 году ему и ещё трём его клубным сотоварищам пришла идея воссоздать средневековое судно, на котором киликийские купцы возили товары в Геную, Амстердам и Венецию. Поскольку чертежей от купцов не осталось, то сначала ездили по музеям, изучали миниатюры, манускрипты, древние иконы. После строительства корабля, которое заняло 11 лет, в 2002 году Карен был удостоен звания капитана корабля. А в 2004 «Киликия» вышла в рейс на Амстердам, повторяя путь средневековых армянских купцов. «Я вот до сих пор не могу понять, какого чёрта я всё это сделал! - улыбается капитан. - Но помните, как у Высоцкого: „Зачем идёте в горы вы?“. Да потому что интересно. Мы, когда были молодые, ходили в горы и что ещё только не делали! А почему сейчас нельзя? Слабо? Да нет, не слабо. Но прежде чем удалось всё реализовать, прошло 20 лет». По словам капитана, на этом судне даже самым опытным морякам приходилось учиться заново. И именно поэтому на третий год путешествия состав экипажа остался прежним. «Мы старались брать своих ребят, с которыми вместе пуд соли съели, с которыми строили этот корабль и испытывали его. Мы были в них уверены ещё до плавания, но кто знал, как кто себя поведёт в море? Сейчас же с ними можно идти хоть на край света».Капитаннаставник Самвел Карапетян подружился с Кареном Балаяном в 1984 году, когда будущий капитан проходил у него практику. «Я фактически являюсь учителем нашего капитана. Это потом он пригласил меня на корабль капитаномнаставником. Этот корабль для меня - и новые друзья, и новые впечатления, и новые страны, и гордость за Армению». Вообще же у Самвела есть собственное судно, в Болгарии, он на нём осуществляет перевозки. Сложностей во время путешествия было предостаточно, но главным испытанием стала психологическая совместимость команды: «Важно было создать тот костяк, который сможет преодолеть все тяжести». Ещё гн Карапетян отметил уникальность управления: «Людей с управлением таких судов, как латинский треугольник, нет. Ко многим вещам мы приходили опытным путём. Вот, например, общий вид судна нам был ясен, а где было точно расположено, скажем, рулевое весло, - этого мы не знали». И ещё, отметил капитаннаставник, в море их не выпустили бы без современных навигационных средств.Старпом Арег Назарян связан с морем уже 26 лет. Сначала занимался парусным спортом и представлял в сборную Армении. Потом его пригласили в клуб молодых исследователей в 1985 году. Вот уже третий сезон он повторяет путь киликийских купцов. На «Киликии» он в основном работает с экипажем: следит за вахтами, за ритмом жизни на судне и обеспечением провиантом. «В летнее время - 47 месяцев мы плаваем, а остальные проводим дома. Мы шли из Поти, зимовали в Венеции, потом направились в Портсмут. В этом году мы дошли до Питера по морю, и по рекам до Ростова. Весь путь до СанктПетербурга мы плыли на двух рулевых вёслах, и только для рек временно поставили центральный руль». Самым интересным моментом для Арега стал выход в море, потому что сколько бы ни был в море, а на таком судне, всё как в первый раз. «И совершенно новые ощущения. Корабль этот трудно управляемый. К нему нужно приноровиться. В северных морях плавали под прямым парусом, а в юговосточном Средиземноморье был латинский парус. Но мы создали себе какойто комфорт: спим в трюме, а раньше ведь спали просто на палубе, потому что место берегли - грузили товар по максимуму».Боцман и матрос «Боцман делает практически всё: следит за парусами, палубой и матросами», - рассказывает о своих обязанностях на корабле Мушег Барсегян. Он с шести лет занимается парусным спортом: «Поэтому для меня море - это всё». Айк Садоян - матрос, он работает с парусом и несёт вахту. Его отец - один из создателей корабля. «Я рос вместе с кораблём. С детства им заболел». Потом Айк увлекся парусным спортом. И когда корабль построили, он был рад не только возможностью выйти в море, ну и узнать, как он будет себя вести в экстремальных ситуациях. «Жизнь здесь полностью меняется. Забываешь всё то, что творится в городе, всё то, что на асфальте. И жизнь тут другая. Но знаете, когда первый раз видишь море и начинается шторм, уже это не так уже нравится». Первый шторм сломал всё, что возможно: порвались паруса, сломали весла. Так что они вышли из него с большими потерями, а потом всё реставрировали. «Тогда ведь судна были менее совершенны. Но мы справились», - не без гордости говорит Айк.Кок Самвел Саркисян дома никогда не готовит, потому что по профессии он инженерэлектронщик. «Я попал на корабль, наверное, с божьей помощью, чисто случайно. В 1986 году на Балтийском море проводилась научная экспедиция, где отрабатывались лазерные технологии. И вот мой бывший руководитель по научной экспедиции Арег Назарян нашёл меня и сделал такое предложение». В силу того, что он непрофессиональный повар, у него нет фирменных блюд. «Все рецепты мне жена написала в тетрадку, вот я и готовлю». Других функций на корабле он не исполняет. Самвел готовит завтраки, обеды и ужины на плите, которую экипажу подарил Андрей Макаревич. А все кружки и иная кухонная утварь у него прикреплена к поверхности. На случай шторма. «Считай, что мы были больше в штормах, чем в тихую погоду. Корабль вёл себя просто прекрасно. Но чем мельче волна, это бестолковая волна, тем хуже - заливает водой. Ладожское озеро вон нас как сильно потрепало! Трёхметровая волна была. В океане восемь баллов мы так не почувствовали!» Кока мощь Атлантического океана основательно потрясла: «Это здорово. Это неописуемо. Для чего я вообще на корабле? Это ведь так романтично. Я море люблю, я бывший военный моряк. И море - это самое прекрасное воспоминание моей юности». От Батуми до Амстердама на корабле были введены ограничения в одежде и питании. Самвел кормил свою команду гречкой, рисом, изюмом, курагой, яйцами, мясом и иными продуктами. «Все продукты питания были же тогда известны, кроме картофеля и томатов. Ели мы из глиняной посуды, как в те времена. Глупо, конечно, это всё, ведь главное - проверить корабль, а вернуться на 800 лет организм не может. Ну, потешились». После Амстердама посчитали, что историческая миссия завершена, ведь именно этот город был конечной точкой путешествия киликийский купцов. А следующий этап - это уже возращение домой.Корабль пробудет в Ростове до воскресенья, вход на него будет открыт круглосуточно. Потом поплывёт в Новороссийск. А до Еревана доберётся на трейлере. Там его спустят на воду и «Киликия» превратится в музей на воде.
0 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный портал ROSTOV.RU предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.