Новости
ВСЯ ЛЕНТА

За ареной. Цирковые люди

Владилен и Рахима Левшины, режиссерыпостановщики и педагогиЛевшин работает «от зари до зари, как крестьянин» с тех пор, как пришёл в цирк из спорта четыре десятка лет назад. В кабинете директора Ростовского молодёжного Центра циркового искусства, академика РАЦИ, стоит алое знамя, сплошь усеянное историческими автографами - восторгами и благодарностями зрителей, коллег и учеников. Режиссёрапостановщика оригинальных номеров, которые «любой цирк возьмёт», не интересует создание комбинаций в стиле «трюк - комплимент». В его работах главное - сверхзадача, какаято история и образ, будь то даже «Кармен» с хулахупами: «Она в каждом движении должна быть испанка, а не просто - цветок в волосах, музыка Бизе, и делает, что хочет».Ему не один раз предлагали работать за границей, но Левшин не может бросить дело, которое начинал с нуля. Он работает над книгой, естественно, о цирке, и делает невозможное для того, чтобы у ростовского манежа была своя труппа. «У нас для этого есть все условия. А нужното что? Создать возможности для отбора способных детей, чтобы находить их по всей области. Вот если бы Министерство образования в спортивных школах открыло по отделению циркового искусства, а Министерство спорта выделило места для ребят в спортинтернате - сколько человек могли бы стать „своими“ артистами!»Рахима - любимая ученица Левшина, его заместитель и во всём «правая рука». «Бегубегу за ним, не останавливаясь, но он всегда впереди». Она взлетала под купол, за что многократно была вознаграждена, в том числе и призом «За исполнение самых рискованных трюков». Воздушная гимнастка могла бы и не работать, тем более что теперь уже на пенсии (исключительно потому, что у артистов цирка она наступает рано). «Я не могла уйти из цирка, когда закончила выступать, - говорит Рахима, - Домохозяйкой быть я не хочу, хоть и сама по дому всё делаю. Поэтому теперь воплощаюсь как педагог и режиссёр, реализую свои творческие и организаторские способности».Она и сейчас легко исполняет акробатические комбинации, поэтому часто становится объектом экспериментов на мастерклассах Левшина. Бывшая гимнастка воспитывает будущих звезд манежа в молодёжном центре и помогает проводить занятия в эстрадноцирковой студии «Сурдинка» Центра образования неслышащих учащихся. «Детки у нас проходят общефизическую подготовку, занимаются гимнастикой, акробатикой, танцами. Это очень полезно для них, даже если они не станут артистами: эти занятия развивают, выправляют осанку, помогают преодолеть замкнутость. К тому же для цирковых занятий нет ограничений. Здесь столько жанров, что каждый может выбрать то, что лучше получается».Анатолий Куров, воздушный гимнастМастер спорта международного класса по спортивной гимнастике, чемпион Европы в упражнениях на кольцах 1992 года нашёл в цирке продолжение своей карьеры. Когда пришёл в молодёжный цирковой центр, думал, за месяц номер сделает, но почти год работал над образом. Он - участник и призёр международных фестивалей и лучший воздушный гимнаст в мире.Как и все цирковые артисты, «не сидит на месте» и бывает дома один месяц в году. Анатолий не скрывает, что стремится к зарубежным контрактам, потому что знает, какова цена того, что он делает. «К сожалению, российский цирк сейчас не то, чем был в эпоху энтузиазма. И заработки зачастую неадекватны талантам. Все же видят, что артисты цирка в фойе игрушками торгуют. Это же не просто так Используют все возможности, чтобы подработать. И зрители наши к цирку относятся только как к развлечению для детей. Кто уже помнит, чтобы на представления с цветами приходили? Но если бы я мог здесь столько зарабатывать, сколько по контрактам, вообще бы никуда не ездил».Он любит фантастику и штудирует книги по психологии и оккультизму. Ему кажется, что нечто мистическое есть и в его номерах: «То, что раньше давалось большими тренировками, теперь перешло в сферу инстинктивных действий, всё равно как ходить. Выступления - большая нагрузка, и физическая, и психологическая. Цирковой номер имеет свою специфику, его сложность возрастает к финалу, и „де кап“ ты должен сделать на усталости, которую нужно преодолеть » Он готовит новые трюки, чтобы не терять форму и никогда не делает зрелищных «ложных срывов»: спортивная натура не позволяет. Лучшими своими качествами считает спокойствие и терпение, а живёт и работает по принципу «хотеть - значит мочь». Яна и Сергей Язловские, дрессировщикиВ образах Коломбины и Арлекина, с гурьбой пуделей, шпицев и дворняжкой Фунтиком, они исколесили полмира. С цирком в особых отношениях ещё с детства: в нежном возрасте Сергей был «не подарок», но питал любовь к цирковым зрелищам, поэтому учился в цирковой студии родного украинского города. Яна - артистка из династии знаменитых ростовских дрессировщиков Язловских. За гримом легкомысленной танцовщицы скрывается вполне серьёзная барышня, которая любит «когда всё под контролем». Во всём, что касается работы, последнее слово за Яной.Бывший хулиган говорит, что в цирковом искусстве у него кумиров нет, кроме тёщи Аллы, и припоминает строчки из Высоцкого, посвящённые миму Енгибарову, перед духовной мыслью которого преклоняется. «Работать и жить вместе - тяжело, но такая судьба. Слава богу, теперь мы уже поняли, что работа - это работа, а дом - это дом». Когда выступавший в ипостаси клоуна Сергей впервые увидел Яну на гастролях в Молдавии, он «понял, что такое профессионализм и настоящий цирк». Вместе они очутились в Ростовском центре циркового искусства, где Левшин придумал для них номер «Менестрели».Теперь странствующих комедиантов можно застать в цирках Дании, Голландии и Франции, а на фестивале в Будапеште за свой номер они получили «Бронзового Пьеро» - впервые за двадцать лет этот приз вручили за дрессуру. Они живут от контракта до контракта и только что вернулись из Парижа, где выступали в легендарном цирке «Буглион», куда «не каждый артист попадёт». Их собаки делают немыслимое: лезут по лестнице вверх и вниз (другие артисты теперь тоже научили животных подниматься, но спускаться умеют только собаки Язловских), делают стойку на шесте, который держится на голове Сергея. «Некоторые вот думают, что такое достигается при помощи изуверских тренировок, а это полная ерунда. Невозможно обижать тех, кто тебя кормит; просто среди взрослых собак всегда готовятся маленькие, которые учатся годами».Они уверены, что если не отдавать цирку душу, то и работать здесь не надо, а зарабатывать хотят настоящим искусством, а не номерами «для хохмы». «В цирке ты только то, что из себя представляешь. Вот есть актер Чарли Чаплин - и ему не нужны никакие награды и звания Конечно, не всё в выступлении зависит только от актёров, это труд и режиссёра, и композитора. Костюмы, свет очень важны. И от рабочих манежа зависит многое, вот в европейских цирках к униформистам отношение совсем другое, ведь мы приехали и уехали, а они всегда работают, и зарплату получают, о которой мы только мечтать можем». Неосуществимая мечта Яны и Сергея - чтобы собаки жили хотя бы лет сорок, а их творческое кредо - слова незатейливой песенки, которую напевает Сергей: «Никогда не стой на месте, трампампам »
0 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный портал ROSTOV.RU предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.