Новости
ВСЯ ЛЕНТА

На свой лад. Нетипичные музыканты

Давид Малышев, беримбауЗачехлённый беримбау вызывает у милиции подозрение. Увидев его в развёрнутом виде, несведущий человек нипочём не догадается, как из этого устройства, похожего на этнический сувенир, извлекают звуки. Давид делает это, причём у него ещё и педагогические мотивы: он преподаёт капоэйру, которой без беримбау не бывает. «Это инструмент, который учит человека капоэйре, учит чувствовать ритм, правильно двигаться внутри роды во время игры. Есть три вида беримбау: гунга, медиу, виола. Ведущий роды всегда выступает с гунгой, самым солидным беримбау. Он держит основной ритм и диктует характер игры. А вот виола - самая звонкая, хорошо импровизировать. На ней обычно играет самый молодой и энергичный из участников. Мне бы хотелось играть на виоле, но положение обязывает на гунге».Если взять беримбау в руки, то внятные звуки получится извлечь почти сразу. Но это не надолго: минут через десять мучительно заболит мизинец, на котором держится инструмент. Многие, чтоб дольше играть, даже на палец бинты наматывают. «Есть три основных звука: открытый, закрытый и дребезжащий. Есть масса ритмов, их свыше двадцати пяти, - Давид держит беримбау на абсолютно незащищённом мизинце. - Юна, ангола, режионал джи бимба - каждый ритм диктует свой тип игры. Считается, что играющий на беримбау должен быть на порядок выше и чище душой, чем те, кто в круге. Иначе польётся грязь, пойдёт тяжёлая игра с кровью. Не зря москвичи, которые меня первыми игре учили, заморачивались на том, что беримбау - это инструмент силы, который помогает сдвинуть сознание капоэристов».У этого бразильского инструмента африканские корни. Поэтому нет ничего странного, что когда он звучит, хочется не только делать джингу и вставать на голову, но и прихлопывать, притопывать и издавать какието дикоплеменные горловые звуки. «Когда слышишь, как играют мастера, то понимаешь - это настоящая музыка. Одна струна, три звука, но они заставляют душу петь».Николай Гарликов, грандпедаль«Я на гитаре очень люблю играть Баха, - рассказывает Николай. - Но не всё же можно переложить на гитару. И вот я думал, как бы было хорошо то, что не доступно на гитаре, исполнить ногами на ножной клавиатуре». Чтобы идея не оставалась гипотетической, Николай сам себе изобрёл клавиатуру, на которой нужно играть ногами. Звучит инструмент как орган, но у него шесть октав, а не три, как у ножной клавиатуры обычного органа. К тому же, его можно присоединить к любому электронному или акустическому инструменты, а ноты дублируются в левой и правой ноге. «Это очень удобно. Дублирование нот позволяет исполнять самые виртуозные партии. Вот трель, которую и руками бывает трудно исполнить, а тут я сразу могу сделать выход из трели в аккордовую конструкцию. - Говорит Николай, быстро перебегая ногами по клавишам. - Здесь никаких готовых аккордов нет, я могу брать любые. Не снимая ноги с клавиши, могу взять восемь диапазонов вверх, просто перемещая носок стопы от одного края клавиши к другому».При этом Николай уверен, что для освоения грандпедали не нужен особый труд. По профессии врач, он рассчитал всё так, чтобы ногам не было мучительно больно. «Грандпедаль эргономически рассчитана гениально. Это не мои слова, а патентоведовэкспертов. Прообразом я взял педаль органа, но она велика по размеру, органисту приходится широко расставлять ноги, чтобы доставать до крайних нот, и даже перемещаться по лавке. - Изобретатель не перестаёт ни на секунду тихо наигрывать мелодию. - И техника игры, пятканосок, там подразумевает наличие особо развитой мускулатуры, поэтому век органиста часто недолог. Я же поставил задачу использовать при игре на грандпедали только те группы мышц, которые мы задействуем при ходьбе. Так что её даже старик освоит».Проведя пятнадцать лет в поисках гармоничного звука, три года назад Гарликов запатентовал своё изобретение, доказав, что создал вполне серьёзный инструмент. Теперь он показывает виртуозное владение ногами в ансамбле «Баркарола» вместе с супругой Ириной, где она играет на сологитаре, а он аккомпанирует ей на грандпедали ногами, одновременно подыгрывая на гитаре. В их репертуаре Вивальди, Бах, Чайковский и Джон Леннон.Александр Джалашов, шотландская волынкаСперва в жизни Александра Джалашова появилась группа Foggy Dew, у которой он фронтмен и идейный вдохновитель. Там он пел и играл на гитаре только ирландскую музыку, но лет пять назад у него появилась волынка. Теперь они ещё и немного шотландцы, а Джалашов когда с волынкой, то всегда в килте. «У меня в Москве друзья волынщики. Они и учили играть. Специалистыволынщики Анатолий Исаев и Владимир Ласерсон дали первые инструкции, снабдили тростями, а мой хороший товарищ Володя Овечкин привёз мне шотландскую военную волынку. Было это в 2001 году. В выступлениях мы используем волынку скорее как элемент шоу: играю на ней в начале и в конце концерта. Потому что, скажу честно, пока я играю плохо. Воспроизвожу я, конечно, всё правильно. Но звук шотландской волынки содержит в себе очень много нюансов и украшений, которые нужно обязательно сыграть. Потихоньку осваиваю».Чтобы извлекать из волынки действительно пристойные звуки, вам потребуется позаниматься года два и лучше при этом иметь музыкальное образование. «Если я потрачу часа два на тебя, - говорит он мне, - то за это время ты чтото освоишь. Ну, то есть загудеть - загудишь. И сможешь сказать, что научилась. Но это будет неверно». Он настаивает, что объем лёгких для волынщика не так уж важен, хотя когда погудишь, с непривычки кружится голова. «Чтобы освоить волынку, не нужно искусного владения техникой выдоха, как в других духовых инструментах. Здесь же между ртом и непосредственно источником звука, трубкамидронами, (руками играют на трубке - чантре), есть резервуар - мешок. Он позволяет управлять звуком. - Джалашов разбирает волынку на детали. - Есть ошибочное мнение, что в него дуют. Нет. Его один раз наполняют, а потом просто пополняют. И первое, чем надо овладеть начинающему волынщику - это держать перманентный воздух, постоянное давление в течение всего выступления. Для этого нужно просто в мешок поддувать, пополняя его». Сейчас у Джалашова две волынки: одна шотландская, другая испанская. На них он играет традиционные марши и джиги.Александр Яровов, лютняБудучи руководителем ансамбля «Консорт Ренессанс» он уже девятнадцать лет играет старинную музыку, столько же постигает лютню. Говорит, что встреча с ней это судьба и считает, что лютневая музыка подходит для человека увлекающегося, думающего и любопытного. «Она задаёт много вопросов для головы и для слуха, даёт больше ответов. Это интересно, - рассказывает Андрей. - Мне сейчас кажется, что появление лютни в моей жизни - это естественное течение дел. Сами подумайте: я жил на Дальнем Востоке, там концерты старинной музыки не давали. А лютни же в магазинах не висят. И вот в этих условиях, у меня, представьте себе, появляется лютня, манускрипт и возможность учиться. Что это, если не чудо».Лютня - совсем не гитара. Эти два равноценных инструмента существовали параллельно уже с IX века, и требовали совершенно индивидуального подхода. В лютне и струн больше, и строй разный, конструкции деки отличаются, а, соответственно, тембры. И для каждого - отдельно написанная музыка. Увлекшись лютней придётся штудировать табулатуры, потому что лютневые пьесы в нотах - это нонсенс. «Гитара - ближайший родственник, но технических возможностей у неё меньше. Традиционная лютневая музыка вообще в гитарной технике, а особенно в гитарном мышлении не играется. Лютневая музыка полифоническая и изначально сложнее, - рассказывает Яровов, на пальцах показывая технику игры. - Техника левой руки у них сходна. А вот что касается игры правой рукой, то тут всё совершенно иначе. В лютне опора на мизинец, в гитаре - на большой палец. Ещё натяжение струн в лютне гораздо меньше, струны находятся ближе к деке, поэтому гитарные способы игры ногтями по струне, например, не допустимы. Потому что можно в таком случае просто пробить красивую резную розетку. Надо играть и мягко, и аккуратно, но при этом мощно». Проучившись игре на лютне у московских специалистов несколько лет, он попрежнему ездит к ним сдавать экзамены. И говорит, что только лет через десять серьёзных занятий стал получать удовольствия от собственной игры.
0 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный портал ROSTOV.RU предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.