https://rostov.ru/lenta/sneg-kak-lekarstvo.html

Снег как лекарство


4.02.2020, 14:14Комментариев: 0
Знаменитый клоун Слава Полунин спустя 10 лет вернулся на Бродвей со своим легендарным «Снежным шоу».
Снег как лекарство
25 лет назад он, опасаясь быть непонятым в России, впервые показал свое главное детище в Лондоне, где спектакль стал мировой сенсацией. С тех пор он получил 20 международных наград, триумфально побывал в 58 странах и стал абсолютным классиком.

Ни один из буклетов к «Снежному шоу» коварно не предупреждает о главном: спектакль способен разбередить болезнь. Диагноз этот называется «внезапное обострение детства» с последующими переживаниями счастья и боли одновременно. И заразившиеся будут испытывать эти симптомы, быть может, всю последующую жизнь.

Романтик и философ, рожденный в российской глубинке, уже давно не Вячеслав Иванович Полунин, а Слава. И лет ему вовсе не семь десятков.
На вопрос «Сколько вам лет?» Слава Полунин отвечает так: «Лет десять. Я серьезно, я как ребенком был, так я и продолжаю в этом возрасте находиться. А чтобы мне не было часто больно, как это бывает с детьми, я какие-то себе вывел формулы, которые меня защищают. Я - защищенный ребенок».

Слава Полунин задумывал когда-то этот спектакль, в который вложил все свои лучшие идеи, как новый образ клоунады 21-го века. И несмотря на то, что на сцене есть все признаки пантомимы и клоунады, зрелище не вписывается ни в один жанр. Короткой жизни он противопоставил 100 минут трагикомедии, где смеются и глотают слезы, где улыбка в уголках губ – оружие против страхов, оружие массового созидания.

«Чаплин говорил, что стоит заниматься клоунадой, только когда через нее видны слезы, - объясняет Слава Полунин. - Важна вся панорама что ли, все краски мира в юмор вложить нужно, чтобы он стал настоящим. Как бы ни было смешно, если в нем нет человеческой души или судьбы – этот юмор на минуту. И поэтому мы даже не пытаемся сделать хохот».

Раздавая счастье, он препарировал своё собственное, среди многочисленных постулатов которого – «делай только с теми, кого хочешь обнять» и «делай только невозможное – всё остальное сделают другие».

«Этот спектакль начался в Лондоне, -- вспоминает Слава Полунин, -- где мы сидели всей семьей, нас в спектакле всего-то было пять человек, которые полностью его делали. Три человека - на сцене и два техника. И вот мы сидели, резали, готовили каждый вечер к спектаклю по несколько часов этот снег. И весь спектакль у нас умещался тогда в семь вещевых мешков. А сейчас это уже три тонны на огромных колесах, летаем по все стороны земного шара, еле-еле успеваем. Он так растет и растет, и всё больше моих друзей вовлечены уже в него, сотни людей уже в нем участвуют».

Снег эмоционально нагрет до температуры горения, но не горит: таким его теперь специально для шоу производит целая фабрика в Лос-Анджелесе. Иначе пожарные не допустили бы, чтобы зал каждый раз в прямом смысле утопал в нем.

«В этой главной метафоре, конечно, много всего… Но это самый большой страх моего детства, - делится автор «Снежного шоу». – Образ мамы и образ снега – они близкие, потому что мама часто уезжала в соседнюю деревню километров за 20. Она была распорядителем всяких событий в нашем городке и уезжала каждый раз куда-то, а возвращалась завтра или послезавтра. А тут еще и зима, и она уезжает в снег, в метель и так далее. И вернется, не вернется – неизвестно. Поэтому такая история… Почему-то снег все время мне напоминает сразу одну уезжающую мою маму. И исчезающую там в снегах в этих».

На какую такую кнопку внутри человека нажал Слава Полунин, что 25 лет по всему миру тянутся на его «Снежное шоу» очереди, хвоста которых не видно? Многие возвращаются по второму и даже третьему разу за этим чем-то очень дефицитным, что ускользает от слов и определений.

«Дело, наверное, вот в чем, - говорит Слава Полунин. - Практически потерялось слово «нежность» – вместо него пришли «сила», «уверенность», «упорство», «деятельность», «труд»… Ценность этого слова ушла, как будто оно ничего больше не значит, ничего не стоит. Но я получил от родителей, от друзей столько этой нежности, что удивился, почему вдруг она исчезает вокруг. В конце концов я ее осознал по-настоящему в этом спектакле. Нежность стала главным его событием. На ней всё там и построено».

Как получилось, что Слава Полунин - клоун для взрослых?

«Тут все более или менее просто, - объясняет Слава, - у детей все нормально складывается, это у взрослых все перепуталось. Они оторвались, запутались и никак не могут разобраться. Поэтому я от имени детей - шпион в мире взрослых, чтобы помочь им как-то из этой ситуации выбраться. Чтобы детские мечты опять стали их жизнь продвигать, то есть двигать их главными интересами».

«Чем больше в мире разломов, - говорит Слава Полунин, – тем сильней человек нуждается в чуде. Последние годы просто удивительные. Меня просто во все стороны раздирают, потому что я нужен здесь, я нужен там. Потому что здесь уже совсем темновато, и там темновато, - хоть немножко какой-то надежды и света люди все время ищут».

Возможность погрузиться в атмосферу «снежной нежности» у жителей Ростова-на-Дону будет этой весной, с 18 по 22 марта в Театре драмы им. М. Горького.
Вернуться назад