{events-next} {calendar-events}

Выставка картин Николая Дубовского

живопись Николай Никанорович Дубовской (1859 – 1918), Куратор искусствовед Г.И. Долгушева В Ростовском областном музее изобразительных искусств открылась выставка картин Николая Никаноровича Дубовского из фондов музея к 155летию со дня рождения художника.В развитии русской пейзажной живописи кон. XIX ndash; нач. ХХ века значительное место принадлежит творчеству Николая Никаноровича Дубовского ndash; нашего выдающегося земляка. Это был тонкий пейзажист, умный, всесторонне образованный человек, большой знаток мирового искусства, русской и западноевропейской классической музыки. Он был прекрасным организатором и сумел возглавить работу Товарищества передвижных художественных выставок в трудное время кон. XIX ndash; нач. ХХ века, когда единый поток реалистической живописи стал дробиться на множество различных течений. Его картины «Притихло», «На Волге», «Родина» вошли в сокровищницу русского национального пейзажа. Художественное наследие Н.Н. Дубовского огромно. Им создано около 400 картин, более тысячи рисунков и этюдов. В своем творчестве он обращался к самым различным темам. На его полотнах ndash; и ширь бескрайних русских просторов, и могучая русская река Волга, и донские степи, и Балтийское взморье, и пейзажи Западной Европы.На протяжении всей жизни неразрывна связь Н.Н. Дубовского с Доном. Он постоянно приезжал в родные места, писал полотна. Н.Н. Дубовской собрал интересную коллекцию картин известных русских художниковпередвижников и мечтал о создании музея в городе Новочеркасске. Только в 1945 году коллекция, завещанная Н.Н. Дубовским в дар городу, была перевезена в Новочеркасск. Хочется подчеркнуть большую роль, которую сыграл Н. Дубовской в культурной жизни города. В 1891 году в Новочеркасске возник художественный кружок, куда вошли донские художники, который сформировался в Донское общество художников. Н.Н. Дубовской принимал активное участие во всех делах общества, помогал материально, участвовал на выставках, направлял работу кружка.Н.Н. Дубовской ndash; пейзажист большого диапазона. В его творчестве мы встречаем самые разнообразные мотивы и состояния природы. При этом он никогда не стремится поразить зрителя цветовыми или световыми эффектами, техникой письма. На полотнах предстает сама действительность, преломленная в сознании художника, превращенная в глубокий и значительный образ Родины.В 1890 году он создает серию картин, в которой воссоздает интересные и сложные для живописца мотивы в жизни природы. В коллекции Ростовского областного музея изобразительных искусств находится пять полотен живописца. «Притихло» ndash; одно из самых значительных полотен этого цикла, которое он неоднократно повторял. Работа из собрания нашего музея датируется 1916 годом. В нем подчеркнут эпический характер полотна, величавость и монументальность. Художник изображает Балтийское море в момент недолгого затишья перед грозой: темная поверхность моря, плотные, нависшие над водой тучи. Во всем чувствуется оцепенение и тревожная тишина, за которой обязательно последует яростная буря.«Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое, овладевало много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе ndash; тишина перед грозой ndash; можно выразить одним словом #132;Притихло#147;, ndash; писал Н.Н. Дубовской.И.И. Левитан отметил «Притихло» как одну из творческих удач художника: «Захват от самой природы, как в #132;Притихло#147;, где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет». В 1900 году художник обращается к изображению зимней природы. В картине «Зима» много подлинной поэзии и правды. В работе нет никаких внешних эффектов. Зато чудесно передана гармония снега и серого с темными отливами неба. Все построено на тонких оттенках серых, коричневатых, розоватых тонов. В простой, внешне непримечательный мотив, художник сумел вложить глубокое чувство любви к родной земле. Используя скромные живописные средства, он достигает мастерства в передаче чуть темного тона неба, синеватой холодной поверхности воды в реке, коричневатой земли и нежного пушистого снега.Картина «Парит» написана в 1916 г. Незаурядное дарование проявил Н.Н. Дубовской как маринист. Любил писать море в различных состояниях. Здесь, в отличие от картины «Притихло», иное состояние ndash; тихий, ясный, солнечный день на море. Водная гладь покрыта солнечными бликами. Паруса лодок оживляют спокойную поверхность моря. Все пронизано розовым солнечным светом, прозрачным морским воздухом. Серебристорозовые оттенки цвета передают ощущение покоя, радости. Здесь интересны поиски пленэрного решения пейзажа. Художник стремится запечатлеть на полотне все многообразие быстро меняющихся красок, состояний в природе. Он меняет фактуру письма, использует выпуклый размашистый мазок. Картина полна солнца, воздуха. «В обители. ТроицеСергиева Лавра». 1917. Художник тонко передает праздничность сказочного зимнего воскресного утра. Лучи неяркого солнца озарили все вокруг. Интересны поиски живописного языка, меняется техника исполнения работ. В них преобладает большое значение рельефность. Он пишет широкими мазками, плотно, фактурно.Произведения Н.Н. Дубовского последних лет из собрания музея говорят о значительных творческих исканиях и достижениях художника. Но художник никогда не останавливался на внешней фиксации природных эффектов, а всегда пытался осмыслить их и создать синтетически обобщенный образ природы. Заявки на экскурсии по телефону 2402907
0 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный портал ROSTOV.RU предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.